↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Полярная сова
9 сентября 2023
Aa Aa
#классика #книги #Джейн_Остин #длиннопост

А давненько я не писала о своей любимой Джейн Остин. Вот два предыдущих моих поста про неё: "О её творчестве в целом" и "О чем романы? О поиске идеальной любви, свадьбах или о деньгах".
Тема моего сегодняшнего поста: "Как в начале XIX века Джейн Остин написала роман про антигероиню, но никто не оценил".

Сразу оговорюсь, что я не филолог и тем более не специалист по творчеству несравненной мисс Остин, мои размышления - это всего лишь размышления читателя-дилетанта и горячей поклонницы.
Итак, "Эмма" - роман периода зрелого творчества Джейн Остин. Его первый тираж (2 тыс.) так и не был распродан. Впрочем, он удостоился нескольких хвалебных рецензий, автором одной из них стал сам Вальтер Скотт, так что с обобщением "никто не оценил" я, пожалуй, погорячилась. Но в целом, роман не был популярен ни тогда, и даже сейчас отношение к нему не столь однозначное, как к тому же роману "Гордость и предубеждение".
"Эмма" отличается тем, что книга весьма солидная по объему, весьма неспешная (даже для Остин) по атмосфере и, конечно, главной героиней. О именно о ней мне чаще всего встречались отзывы читателей в духе: "Ну как же она меня раздражала!" И это в современном мире, когда в каждой второй книге мы встречаем антигероев и даже откровенных злодеев, и никто не удивится, встретив роман, написанный от лица маньяка, например :)
Что уж говорить об эпохе двухсотлетней давности!

Забавно, что, во-первых, Остин отлично знала, какой образ создает, как-то она написала: "Я намерена выбрать героиню, которая не понравится никому, кроме меня самой".
И впрямь, её первые читатели, включая членов семьи, остались не в восторге от Эммы, а любимая племянница самой Остин Фанни Найт Эмму попросту "не выносила". Однако, надо отметить, что хотя и сейчас отношение читателей к Эмме спорное, становится больше тех, кто её любит. А я отношусь именно к таким, в моем сердце из всех остиновских героинь она уступает лишь обожаемой Лиззи Беннет, к-ой равных нет и не может быть! Остин бросила вызов обществу, написав такую героиню, как Эмма. Описывая свои разговоры, Остин забавлялась, когда кто-то верил в совершенных юных леди. Она ценила людей живых и настоящих - пусть и порою противоречивых и совершающих ошибки, и не всегда поступающих правильно, а уж тем более чувствующих правильно.
Конечно, вызов Остин, как и всё, что она делала, был тонким и интеллигентным, это не было откровенной провокацией времен литераторов XX века, разве что завуалированной весьма...

А во-вторых, в этом романе мы видим вторую насмешку от королевы английского сарказма - мисс Остин: ведь в истории есть совершенно идеальная, в духе времени, героиня: умная, прекрасная, талантливая, возвышенная и с непростою судьбой... Но гениальная Джейн делает эту умницу и красавицу по имени Джейн Фэрфакс героиней второго плана... едва ли не антагонисткой, а девушку, которой в любом бы другом произведении отдали роль соперницы, главной и заглавной героиней.
И вновь Остин с потрясающим умением предвосхитила тенденции будущего. Конечно, Эмма - совсем не злодейка и в целом-то неплохой и даже, рискну сказать, хороший человек... но до идеала ей далеко.
Осмелюсь тут высказать свое личное мнение: но как же ярко и живо она смотрится на фоне правильных и (да простят мне их поклонники) блеклых героинь "Мэнсфилд-парка" и "Доводов рассудка"!

Итак, у нас есть две героини:
Эмма богата, красива, здорова, из самой почтенной семьи их провинциального круга. Эмма отнюдь неглупа, но при этом порою совершает откровенные глупости. Она снобка, хотя периодически пытается с этим бороться, она не лишена капризности и самодовольства. Темпераментна и остра на язык. И явно считает, что вправе играть судьбами людей... в чем впоследствии раскаивается. Эмма настоящая! Она по-своему добрая, заботливая и любящая. Но какой могла вырасти молодая девушка, которую все считали бесспорной королевой общества и в окрестностях, и в собственной семье? У неё нет матери. А хотя её бывшая гувернантка - прекраснейшая женщина, к-ая воспитывала её, как родную. Всё же она вряд ли имела такую власть над ней, как имела бы настоящая мать. Её горячо любимый и любящий отец - скорее старый ребенок, о к-ом именно сама Эмма заботится. Эмма не хочет замуж и не горит желанием рожать детей. Легкий флирт ей импонирует больше, чем мечты о страстной любви из романов.
Эмме ничего не грозит - её положение в обществе и состояние непоколебимо, у неё есть свобода и близкие люди, а также привлекательность, способности и здоровье. Может быть именно поэтому Эмма так настойчиво и ищет, к чему бы приложить свои немалые силы? И ввязывается в историю с попыткой устроить брак Гарриет Смит.

Джейн Фэрфакс также красива (но иною - тонкой, почти болезненной... очень романтичной красотою, в отличие от здоровой красоты Эммы), умна, благовоспитанна и явно очень талантлива. Джейн бедна и вынуждена в скором времени, несмотря на слабое здоровье, стать гувернанткой. Кстати, это единственная героиня Остин, чье положение настолько отчаянное, что ей придется зарабатывать себе на кусок хлеба. Как бы не были скромны средства героинь других романов Остин, у них всё же есть средства, пусть и скудные, но есть. Даже Фанни Прайс (почти золушка) - компаньонка собственной родной тетки. Ей не грозит, как Джейн, лишиться места работы и остаться практически на улице.
А еще Джейн
тайно помолвлена с мужчиной, к-ый не может жениться на ней. И лишь смерть его тираничной тетки развязывает ему руки. Чем не настоящая история главной героини? Не чета Эмме, у к-ой всё гладко и спокойно xD

С другой стороны, на фоне куда более энергичных романов "Гордость и предубеждение" и "Чувство и чувствительность" более раннего периода творчества, роман "Эмма" многим кажется скучноватым и затянутым. И я тут изначально не была исключением. При первом прочтении он меня в целом не слишком впечатлил именно по этой причине. Но когда я стала его перечитывать - изумительная, почти ювелирная тонкость открылась мне в этой будничности, доведенной до апогея, в этих бесчисленных, почти неуловимых полутонах. Фирменный сарказм Остин тут столь изыскан, что в него надо вчитываться, чтобы осознать. И никакой! Ни малейшей однозначности! Темное и белое не просто меняются местами, они исчезают... абсолютно и полностью, сливаясь в поток оттенков.
Скотт хвалил "Эмму" как абсолютно новую форму романа, который "вместо роскошных сцен мира воображаемого" отличается "точным и потрясающим изображением того, что каждый день происходит рядом с читателем".
Увы, видимо, в многом подобное новаторство и сыграло роману в минус - уж слишком он был не похож на другие романы того времени. Но мы в современном мире можем оценить и неоднозначную героиню, соперница к-ой идеальна, и очарование реализма будничности, и прелесть подлинного психологизма.

Я знаю, что есть роман (по сути опубликованный фанфик) от лица Джейн Фэрфакс. С одной стороны, это очень интересно прочесть... но с другой, главная героиня, такая как Джейн Фэрфакс, это же так очевидно, так что не шаг ли это назад? После новаторства Остин во времена, когда еще не существовало никакого постмодернизма.
9 сентября 2023
20 комментариев из 39
Evakoshka, спасибо за такое трогательное описание Энн))

jestanka, мррр)) "Клуб несравненной мисс Остин" всегда с нами!
мисс Элинор, спасибо, что читаете мои посты и за такие теплые слова о разных героинях))
Эмме реально какое-нибудь занятие бы себе найти, и цены бы ей не было :)
Про Джейн и Фрэка и их брак я тут свое мнение чуть выше написала - если кратко, не то чтобы я вижу этот брак особо счастливым, но, имхо. альтернатива у неё была куда хуже.
Я тоже не особо люблю Эдварда, а уж как он выглядит на фоне стойкой Элинор (она не входит в число моих откровенных любимиц, но я её очень высоко ценю). Но с другой стороны, Эдвард, мне кажется, как раз вполне правдоподобный - он интеллигентный, добрый, мягкий, и да... кхм, довольно слабовольный и ведомый. И он как-то тускловат. Впрочем, там из мужиков нормальный один полковник Брендон, но он (о ужас xDD) носит фланелевые жилеты))
Живые люди не идеальны. Но интересны. За это мы так и ценим мисс Остин)).
jestanka, абсолютно согласна!
Полярная сова, это вам спасибо за прекрасные посты и возможность обсудить любимые книги)
Про Джейн соглашусь насчёт того, что служить гувернанткой ей было бы тяжело и не по силам. Но... эх, почему она не встретила какого-нибудь другого молодого человека, может, менее богатого, но понадёжнее!
Да, Эдвард именно такой... но мне почему-то не хватает в нём живости, цельности какой-то... не знаю. А полковник Брэндон, конечно, очень хорош как персонаж и как человек, на его фоне многие затеряются))
мисс Элинор, благодарю))

Увы... но всё же не стоит забывать, что она еще и любила Фрэнка, а он любил её - пусть и по-своему.

Да! Но самое, имхо, крутое в образе полковника Брэндона - Остин удалось написать по сути романтического героя без капли романтизма. Помню, когда я читала первый раз (будучи немногим младше Марианны xD), полковник на меня не произвел особого впечатления.
Ну порядочный, ну хороший. Но как-то неброский, неяркий.
А потом я как-то встретила анализ, что ведь полковник Брэндон -самый романтичный и даже чуточку байронический герой Остин.
В юности он был влюблен в свою родственницу, к-ую насильно выдали замуж за его старшего брата. Пытается с ней бежать. потом уезжает воевать. Потом возвращается, чтобы спасти её от страшных лишений и забрать на воспитание её дочь. Еще он один из немногих, если не единственный (не могу вспомнить никого другого) из героев Остин, о ком прямо сказано, что он дерется на дуэли чести. У него в жизни было две ярких и по-своему трагических любви, каждая из к-ых незаурядна. К тому же он офицер и всего добился сам.
Но в целом он запоминается, как порядочный мужчина средних лет, к-ый носит фланелевые жилеты))
Не это ли магия и ирония мисс Остин? xDD
Что добро и даже истинный романтизм не всегда броски и ярки, как в романах.
Показать полностью
Полярная сова, эх да - любовь зла! (это я про Фрэнка и Джейн)
И про полковника Брэндона согласна)) Мне тоже кажется, что он единственный дрался на дуэли. А ещё мне сейчас пришло в голову, что его судьба немного схожа с судьбой Эдварда Рочестера из "Джен Эйр": он младший брат, у которого изначально нет состояния (но потом он всё же получает наследство после смерти старшего брата-негодяя), его первая любовь трагична, он воспитывает чужого незаконнорождённого ребёнка (Рочестер-то не был уверен, что Адель его дочь). Но при этом какая разница в характерах! Рочестер язвителен, резок, обладает артистическим талантом и этаким "тёмным обаянием", способен на крупный обман; а полковник Брэндон добр, скромен (в обществе он тихо держится, не душа компании), и порядочен.
А при чтении "Чувства и чувствительности" я сразу обратила на него внимание, как раз с разговора о фланелевых жилетах. Ой, думаю, неспроста это всё, неспроста)) Я была тоже немногим младше Марианны, но и тогда тридцать с хвостиком не казались мне старостью))
Но с другой, чтобы ждало Джейн в работе гувернанткой?..
И дело не в шатком положении и в унижениях, а в её слабом здоровье.
А вот кстати. В браке с Фрэнком слабое здоровье тоже, думаю, осложнит ситуацию. В английских романах вечно восхищаются, в отличие от французских), пышущими здоровьем барышнями, их прекрасными белыми зубами и т.д, и т.п. В "Клариссе" и герой, и героиня не раз упоминали, что вот, героиня болеет от горестей, и зачем Ловеласу будет нужна болезненная женщина.
в общем, если подходить к судьбе Джейн реалистично, как Толстой к судьбе Сони, например, бедность и слабое здоровье перевесят прекрасную душу и красоту...
UPD Тем более, дамских болезней Фрэнк уже нахлебался с тетушкой.
А у меня как раз претензия к характеру Брендона. Он западает на один типаж, притом типаж - не айс от слова совсем, кисейно-воздушные нимфы. Ему бы после второй обломки подрасти как-то морально. Когда я читала первый раз все надеялась, что он рассмотрит, наконец, Элинор. Вот где и мозги, и характер! Какая пара была бы! Был очень удачный момент, когда Крис предлагает Элинор отдать Эдварду приход. Вот получал бы Эдвард по заслугам свою Люси, и расхлебывал. Что-то же толкнуло его молодого- раннего на необдуманную помолвку?
А у Криса и Элинор пошел бы слоуберн, такой английский, без африканских страстей, которые нужны были Марианне.
И ещё в этом фанфе надо женить Миддлтона на миссис Дешвуд. Джанет Мактир в сериале 2008 такая няша))) Марк Уильямс вообще - без комментариев)). Ну, да. Пришлось бы замочить его никакую жену. Инфлюэнца, грибы, роды... Увы, их век так жесток...

Кстати ещё в защиту Уиллоби. Он-то помолвки не заключал, слова любви не говорил. Отчаянно флиртовал и заморочил девушку - да. Обрюхатил воспитанницу Брендона - да. Но тут вопрос такой... О ее мозгах, нраве и воспитании. И на кого там ее оставил Брендон, с учётом ее, скажем, специфической наследственности.
А Марианна очень даже производит впечатление " сама придумала, сама обиделась". Да, я несколько передергиваю, сгущаю акценты, но злодей Уиллоби такой себе, ему все подыгрывали.
Даже Брендон сходу морду не набил (утрирую) - не суйся к моей бабе! Нет. Он скромно отошёл в тень, страдать)). Снейповское самоедское что-то, нет?
Показать полностью
jestanka
Миддлтон же простецкий сельский помещик с дубовым юмором, а миссис Дэшвуд вся такая воздушная и чувствительная, Марианна же в неё))
Viola ambigua
Согласна. По книге таких и мыслей не возникало)).
Это все сериал 2008, он местами фанфичный слегка. Мактир там красотка, а Уильямс обаяшка, ИМХО, разумеется.
Viola ambigua, согласна насчёт Джейн и Фрэнка. Хотя, я думаю, при хорошей жизни её слабое здоровье могло поправиться. Но мне вообще кажется, что когда этакий лоботряс, франт и весельчак женится на серьёзной, умной девушке - она наверняка ему быстро надоест, как только пройдёт новизна. Она его раздражать начнёт своей "правильностью", а он её - легкомыслием и беспечностью. Тем более Фрэнк не только легкомыслен, он ещё и эгоистичен, и жесток, совсем не боялся ранить Джейн, флиртуя с Эммой, говоря о Джейн гадости... Не, я вообще не понимаю, как она после такого ещё с ним осталась.
мисс Элинор
она ведь у Диксонов тоже хорошо жила, мне кажется, ее не держали, как Фанни, в нетопленой комнате. А все-таки слабенькая...
Viola ambigua, с одной стороны, да, с ней хорошо обращались... а с другой - всё-таки Лондон, может, ей там вся эта гарь, пыль и копоть мешали. А в деревне она гостила у тёток в крошечном старом домишке, наверняка не без плесени, духоты и пыли.
А ещё, мне кажется, мисс Бейтс преувеличивала нездоровье Джейн - на почту она без проблем ходила под дождём)) Кстати, там и психосоматика могла быть. Сначала она разболелась, когда подходила пора выбирать - становиться гувернанткой, потом - когда Фрэнк вёл себя, как поросёнок, и она решила с ним порвать...
мисс Элинор
Вообще согласна.
jestanka, про полковника Брэндона - ну, почему бы и не влюбляться ему в пылко-мечтательных красавиц? В любом случае, эмоциональность и возвышенные взгляды на жизнь - лучше, чем расчётливость и тупость, каких в обществе было полным-полно.

И я бы не сказала, что Марианна "кисейно-воздушная нимфа", скорее наоборот. У неё было своё мнение, она его отстаивала, не боясь чужого осуждения, ставила принципы выше условностей, ошиблась, набила шишек, признала свою неправоту и изменила поведение. Она не слабохарактерная и не безвольная, даже не особенно изнеженная. Просто взгляды на жизнь у неё были своеобразные, с преувеличениями и странностями, ну так это она по юности дурила, с кем не бывает. Элинор умела держать себя в руках и смотреть на вещи реалистично, но когда дело доходило до её любимого Эдварда, то благоразумие ей тоже отказывало, она находила ему оправдания и до последнего надеялась на чудо)

А я Брэндона с Элинор никогда не шипперила, несмотря на все намёки миссис Дженнингс - мне кажется, у них с полковником быстро сложились прямо-таки братские отношения) Хотя в других обстоятельствах, может, они и сошлись бы характерами хорошо, и любовь была бы. И, кстати, чувства и страсти там у всех были сильные, просто что полковник, что Элинор не проявляли их так бурно, как некоторые)

А что Брэндон не пытался отбить Марианну у Уиллоби, когда тот за ней ухаживал... ну так к тому моменту, как Уиллоби появился на горизонте, Марианна не была "его женщиной", полковник прекрасно понимал, что ему тут надеяться не на что. Правильно делал, что не унижался, не ставил себя и саму Марианну в глупое и смешное положение.

А Уиллоби таки злодей без особых оправданий. Думаю, Марианну он не соблазнил только потому, что случая не представилось, а его поведение с ней по тем временам было равносильно обещанию жениться. В "Нортенгере" Генри Тилни не так показно ухаживал за Кэтрин, однако считал себя связанным с ней.
А если бы Уиллоби так не бегал за Марианной, не подыгрывал и не поддакивал, и она бы не размечталась, и окружающие не считали бы их парой. Это не Кэролайн Бингли, которая обхаживала Дарси, несмотря на его равнодушие. Вот Кэролайн действительно сама выдумала и сама обиделась, когда он на Лиззи женился)

А про Элизу-младшую - что она якобы такая глупая и "сама виновата", это мы только от Уиллоби слышали, а он так себе источник информации. Конечно, рассказывая Элинор о своей интрижке с Элизой, он пытался себя обелить, мол, девица чуть ли не сама его похитила. И если он не был особенно влюблён в Элизу, а соблазнил её так, со скуки, потому что она сама проявляла к нему интерес - это его с ещё худшей стороны показывает.
Показать полностью
мисс Элинор
В отношении оригинала, особенно книги, все так.
Я написала, как можно вывернуть ситуации для фанфиков))).
jestanka, а для фанфиков-то да, можно! Хм... а если современное АУ? ))
Ой, тут было такое шикарное обсуждение)) А я всё с реалом своим пропустила...
мисс Элинор, интересное сравнение Рочестера с Брендоном - очень неочевидное. Но ведь действительно много общего.
Мне тоже не казались старостью, я вообще в те годы была влюблена в Хабенского, к-му как раз было тридцать с хвостиком :)
Так что полковник показался мне скорее не старым, а каким-то слишком уж неярким.

Viola ambigua, возможно - очень может быть, что вы правы, к несчастью для Джейн)) Но всё же слабое здоровье не способно разрушить брак в то время, а вот лишить работы и средств к существованию - вполне.

jestanka, пейринг Брендон/Элинор, конечно, интересный. Но, имхо, уж слишком они похожи во многом.
Не зря Брендона и тянуло на пылких, романтичных девиц - для равновесия.
А про Уиллоби - он вел себя так, что все были уверена, что помолвка - вопрос недолгого времени. Конечно, Марианна тоже там дров наломала, но большая часть ответственности лежит на нем, как на лице, у к-го было больше прав и больше власти. Аналогично и с воспитанницей полковника.

jestanka, мисс Элинор, а что вы там нашаманили с современным АУ? Мне очень интересно))
Показать полностью
Полярная сова, а мы с АУ ничего ещё не нашаманили, это я так - бросила мысль в пространство)
И вот оказывается и правда, обстоятельства у Рочестера и Брэндона похожие - а характеры разные. И, кстати, оба влюбились в юных девушек, причём весьма незаурядных. Марианна, конечно, красивая, любимая семьей и очень уверенная в себе, а Джейн некрасива и одинока, но у неё тоже был огонёк - в том числе талант художественный, любовь к книгам и красивым фантазиям (как она всяких фей рисовала))
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть