↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Матемаг
4 марта 2023
Aa Aa
#моё #писательское

Сохраню-ка я сюда ответ из лички.

Не представляю, как вдохновение может включаться по желанию. Вот совсем не представляю.

"Просто" если не регулярно, то хотя бы часто пробовать писать. Пробовать, пробовать и пробовать.

Лично мне нужно ещё проводить подготовку - не обязательно планировать, а "решать вопросы", которые "задаёт текст", обходить или разрушать те или иные препятствия, гуглить или читать статьи по каким-то вещам, но это уже сильно зависит от, хм, сложности текста. Фантасту всегда такое надо делать, вне зависимости от метода написания, реалисту - не обязательно, он может просто брать и писать, хех. А может и нет, если планирует много или если касается сложных или банально незнакомых ему штук.

А когда подготовка проведена, т.е. когда ничто не мешает написать (это не только наличие идей, знаний, плана, но и наличие сил, например, и расслабленной или, наоборот, несколько напряжённой обстановки, может, каких-нибудь катализаторов, у меня это музыка, шоколад и чай), то просто садишься и пишешь. Всякие "боязни чистого листа" и прочая трешанина после определённого опыта тактики "садишься и пишешь" исчезают нафиг. Как и "ну у меня нет вдохновения..." Если ты ХОЧЕШЬ писать, и если тебе ПРИЯТНО писать, то "аппетит", в смысле, вдохновение, приходит "во время еды", в смысле, написания. Иногда помогает перечитать конец или даже большой кус текста ранее, чтобы настроиться на атмосферу и продолжить плавно. При начале новой главы это, конечно, не помогает в плане настройки, но в плане освежения знаний/ситуации/контекста (а для действительно больших текстах в голове нужно непрерывно удерживать большущий контекст, особенно - фантасту, ведь он ещё особенности сеттинга-миростроя должен помнить...) порой очень в тему.

Если сократить гигантский список возможных советов, то перед стартом написания должна быть проведена подготовка, если она требуется. Должны быть ресурсы на написание. Должно быть - сюрприз-сюрприз! - настоящее, искреннее желание писать (не "надо", а "хочу", не долг, а желание, не внутренний Родитель по Берну, а внутренний Ребёнок, хотя наличие ещё и Родителя может не мешать, но наличие Ребёнка обязательно). И тогда после многих попыток (не всегда удачных) учишься включаться в текст очень быстро и моментально решать проблемы, которые свойственны лично тебе как писателю.

У всех они разные, конечно. Кто-то реально боится чистого листа. Кому-то кажется, что он "никогда не превзойдёт написанное под вдохновением" и получается только уныль (причём часто потом оглядывается и хз, что как писал, лол). Кто-то стопорится на диалогах, просто не идут, и всё тут. Кто-то - на описаниях. Кому-то тяжело залезть в голову персонажу. Кто-то постоянно отвлекается на месседжеры или соцсети. И т.д., и т.п. Всё это личные проблемы, но все они решаются банально опытом решения проблем. Ну, если не решать проблемы, если не пробовать, то и не получится, не так ли?

Автор, которые регулярно делает подходы к написанию, честно старается и выполняет некую рефлексию по отношению к подходам (почему не вышло, где ступор, чего так плохо, почему так круто, а не написал ли я вне плана, а не изменить ли план и пр.) постепенно учится писать быстрее. Проблемы обходит наработанными способами или вовсе они пропадают (если от неопытности). Садится и пишет. И всё. Вдохновение - это "просто" когда у тебя одновременно нет стопоров, есть силы, есть желание. И всё.

Иногда к этому добавляется ещё "идея" или "атмосфера", но это сильно зависит от метода. Автор, которые выдумывает на ходу, без плана, в состоянии вдохновение входит без идеи. Идея у него в процессе создаётся, ему заранее её иметь не надо! А зачастую - вредно. Кто-то норм начинает с частью идеи. Кто-то создаёт идею вперемешку с написанием (не вместе, а постоянно сдвигая внимание между разными уровнями проработки, т.е. как бы скачет между левелами текста) Кому-то достаточно просто идеи, кому-то нужен подробный план, куча схем и ещё всякого. Кто-то делает это формально по неким методикам (их стопицот в сети, от разработки отдельных аспектов текста, будь то сюжет, персонаж или сеттинг, до механик деления на абзацы и управления темпоритмом фраз и даже построения предложений!), кто-то - полуформально-полуинтуитивно, кому-то подходят чужие методики, кто-то ещё не нашёл "свою", а кто-то свою разрабатывает на основе чужих. Тут уж индивидуально. С атмосферой сцен дела совершенно аналогично обстоят идеям - как идеям в широком, так и в узком смысле.
4 марта 2023
17 комментариев
Кстати и желание - штука не то чтобы обязательная. Иногда это желание пропадает полностью, как отрезает. Тогда работает метод the slight edge - каждый день, без пропусков, садиться и писать хоть чуть-чуть. Хоть тысячу слов, хоть сотню, хоть абзац. Тогда на этом абзаце все равно не остановишься. А вот возврат к тексту - самое главное и необходимое.
Кстати и желание - штука не то чтобы обязательная.
Ну во-первых, желание может быть разным. Есть яркое прям-щас-хочу-писать, а есть более тусклое, зато более устойчивое, например, хочу-завершить-эту-историю. Хотя бы какое-то одно иметь желательно. Если нет, то нужна внешняя, финансовая, например, мотивация. На чистом "надо", т.е. на чистом долге может работать писатель-профессионал, который уже имеет кучу шаблонов-методов и просто, без всякого энтузиазма и экспериментов, юзает их, зарабатывая деньги. Я сомневаюсь, что можно придумывать новое, писать искренне без хоть какого-то желания. Это так не работает, имхо.

Тогда работает метод
Тогда надо найти мотивацию. Достать из глубин психики, проникнуться. Сделать своей, возможно, изменить систему ценностей. Или, что гораздо чаще, с желанием всё ОК, а вот сил нет. Ну тогда силы ищутся, это уже к психотерапевту, если сам хз, где их искать. Когда мало сил, то все желания "пригасают", тухнут. В таком состоянии всякие "хоть чуть-чуть писать каждый день" - это какая-то мёртвому припарка. Допустим, контекст так в голове можно удерживать, но зачем? И работа над текстом - это ведь не только "писать строчки". Это ещё и думать. И думать, внезапно, тоже требует сил. На мой взгляд, сначала в таких ситуациях решается внешняя проблема, из-за которой желание слабое. Это или недостаток сил, или что-то в системе ценностей. Второе требует самопереосмысления. Первое - индивидуально, начать можно с составления списка того, что даёт, того, что отнимает, и того, что даёт и отнимает силы. И подсчитать баланс на глазок, а дальше думать уж, что с этим делать.

возврат к тексту - самое главное и необходимое
Здесь не согласен. Возврат к тексту как таковой, безусловно, необходим. В смысле, это и есть писательство:) Просто, может, ну, сначала заняться тем, что мешает возвращаться к тексту? У кого-то это психологическое, у кого-то реальное, у кого-то смешанное. Но, конечно, заставлять себя писать, выдавливая капли мотивации, а потом удовлетворённо говорить, мол, "ну я же не оставил текст!" - это своего рода самообман, некий род психологической защиты. Чем-то напоминает смесь прокрастинации (там тоже для отвлечения внимания от проблемы мозг переключается на какую-нибудь поебень) и превозмогания (когда человек вместо того, чтобы сделать-то сложное психологически, делает что-то сложное физически, возможно, для решения той же самой проблемы, типа, "я превозмогу", а на самом деле - уклоняется от чего-то, для психики болезненного). Потакать багам психики - плохая идея.
Показать полностью
Всё так, кроме одного - комедию так писать не получится. Без настроения юмор не пишется. А попытки выдавить приводят к УГ.
Asteroid
Всё так, кроме одного - комедию так писать не получится. Без настроения юмор не пишется. А попытки выдавить приводят к УГ.
Вот здесь ничего не отвечу. Я никогда не писал комедию и вообще не умею в юмор. Аналогично, я хз, как пишется страдашковый любовный роман. Я подозреваю, что чем больше нужно вкладывать ярких эмоций в текст, тем больше нужно "настраивать себя", больше нужно актёрской работы.
Если ты ХОЧЕШЬ писать, и если тебе ПРИЯТНО писать
Вот и ответ.
Ого, очень полезная статья. Спасибо!
Много времени потратил на поиск подобной статьи про психологические силы для писательства, а то все про технический подход да про технический.
rational_sith, смотря что ты имеешь в виду.

Hiuz, есть немало и про психологический, надо просто поискать:) У меня по тегу #писательское что-то ещё мелькало, емнип.
Матемаг
Не, ну ты уже совсем к примитивному свёл. Понятно, если желания писать нет никакого, никто не будет даже начинать. А если есть активное нежелание, тогда даже домкратом не заставить. Но в твоём посте вроде не об этом.
Desmоnd, прост если "желание пропадает" периодически, то надо искать, почему оно пропадает, а не костылями "чинить" систему. Не, ну правда. Это как, не знаю, если отопление периодически пропадает, закупать больше обогревателей и менять проводку на способную держать больше потребителей энергии, вместо того чтобы узнать, какого хрена там у водопроводчиков стряслось. А если "отопление", в смысле, желание писать пропадает не просто периодами-местами, а часто-систематически, то внешняя проблема достаточно серьёзная. Костылями заделывать её - ну-у-у-у-у тако-о-о-о-ое, разве нет?
Недавно вот задумался почему же я не могу написать (продолжить писать) что-то адекватнее "абырвалг". Ведь всё есть: и компьютер с удобным креслицем и монитором, и синопсисы расписаны, и идеи - твори на здоровье. Но нет. При виде текста мозг упорно говорит "бя", хотя ночью работает как атомный реактор.
А ответ оказался прост - я работаю с тоннами информации, которые компилирую в в один фаил и технически это то же самое, что и писательство. Мозг попросту уже не может смотреть на такую "работу" и естественно дотку катать ему интереснее. :\
А ответ оказался прост - я работаю с тоннами информации
Да, я думал о подобном. Если работать каким-нибудь копирайтером или переводчиком, то писать будет как минимум тяжелее, а может, как у вас - вообще не попишется. Увы. А дотку катать не совсем "интереснее", просто из дотки мозг получает силы, восстанавливается на ней, запас эндорфинчиков копит, а на писательстве он (ну, "по мнению" мозга, исходя из похожести деятельности) будет только тратить. Наверное, этого можно было бы избежать, если бы вы получали больше удовольствия от работы. Ну типа многие программисты программируют на работе, а дома пилят пет-проект плюс изучают материалы по программированию. И им норм, потому что работа настолько вставляет.
Матемаг
Наверное, этого можно было бы избежать, если бы вы получали больше удовольствия от работы
Тоже верно. Раньше как-то было проще вливаться в ситуацию чтоб описать, а теперь порог вхождения стал просто непреодолим. Думаю, это из-за навалившейся рутины. И надо от неё как-то переключаться.
Кстати, недавно ютуб подкинул мне часть интервью о поднятии настроения по сути там все способы отдохнуть по-Сеченову (как это называют физиологи).
Hiuz, слушаю, и...
Движение = лол, когда выебался, извините за выражение, с этими самыми "движениями"...
Музыка = уже, всегда.
Контроль дыхания = спорно, скажем так. Как правильно сказал чувак, это скорее к стрессам, а не отдыху, да и с ними, на мой взгляд, просто мёртвому припарка.
Забавно, что самые банальные и естественные способы поднять настроение не упомянуты. Пожрать. Ну да. Съесть что-то вкусное. Так, кстати, толстеют во время стрессов-усталостей - человек возмещает постоянное напряжение вкусняшками. Причём не важно, насколько они калорийные, главное, чтоб вкусные и чтобы елись подольше (растянуть приятные ощущения). А поскольку вкусное обычно калорийно... У кого-то работает спиртное, но это это индивидуально, раз, так и становятся алконавтами, два. Работает и никотин. Кофе - уже не всегда, может усугубить, если фигово, и улучшить, уже уже хорошо. Всякие медитации-фигдетации требует умственного напряжения как минимум на первых порах освоения, и тоже против стрессов, а не как возмещение потраченных эндорфинчиков. Зато в качестве бонуса через них можно пробовать наращивать общую непробиваемость, так сказать, "ментальную выносливость". Но лишь до некоторых пределов. Сексуальная разрядка любого типа - это напряжение, поэтому спорно, а совсем усталым... ну, понятно. Общение с приятным человеком - сильно зависит от работы (она связана с общением или нет) и степени экстраверсии. Идеально работает к экстравертов, занятых на работе, не связанное с общением, ага. Поглаживание домашних животных... хех, работает всегда:) Как и "домашнего" человека. Общение при этом не обязательно. Массажи всякие ещё норм тема. Тёплый-горячий душ (если горячий - то совсем недолго, потому что сердце начинает работать, потом будет ощущение, что устало всё тело до последней клеточки, но ненадолго - вполне себе норм, потом переключаешься на тёплый или, в жаркую пору, прохладный). Вроде всё пришедшее в голову упомянул. Есть ещё индивидуальное типа хобби, компьютерных игр, наблюдения за чем-то приятным и пр., но эт уже от человека зависит.
Показать полностью
Матемаг
Hiuz, слушаю, и...
Движение = лол, когда выебался, извините за выражение, с этими самыми "движениями"...
Музыка = уже, всегда.
Контроль дыхания = спорно, скажем так. Как правильно сказал чувак, это скорее к стрессам, а не отдыху, да и с ними, на мой взгляд, просто мёртвому припарка.
Чистая субъективщина и индивидуальщина.
Если говорить в общих чертах, то лучше всего работает отдых по-Сеченову - смена деятельности, о чем собственно Дубынин и говорит.
Матемаг
Естественно не перечислил - зачем вдаваться в подробности, если всё работает по одному и тому же принципу - выработка других нейромедиаторов при смене деятельности от наскучившей рутины.
Hiuz, если ты устал от интеллектуальной работы - может быть. Если от физической - извини, но нет. Вообще никакая смена деятельности не поможет. Мозг отказывается работать следом за телом, а обратное неверно.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть