↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
TokaOka
13 ноября 2020
Aa Aa
#книги #солярис #лем #вопрос_в_ноосферу #чисто_поболтать #а_вы_что_скажете?

Итак, "Солярис". Не то чтобы эта книга была мне незнакома, содержание ее я в общих чертах знала давно, да и одноименную экранизацию смотрела не единожды, а вот прочитала впервые, ну такой уж, видимо, это год. И книга эта мне очень, очень понравилась. Очень она в духе обожаемых мною Стругацких, и стиль такой я приветствую, но есть у меня по прочтении некоторые все же... замечания. Или вопросы? Словом, возникли мысли, которые хотелось бы если не обсудить, то хотя бы вслух высказать. Вероятно, это будет несколько сумбурно, у меня, как обычно сейчас, не хватает времени на "сесть и спокойно все написать", но, что успею, то скажу)

Первое. Забавно было читать, что на инопланетной станции черт знает где в космосе расположенной используется стеклянная тара для хранения хим. реактивов и проч. Равно как и библиотека с бумажными носителями. Да, в 60-х, пожалуй, трудно было предвидеть смартфон. Да и обычную земную квартиру, в которой стеклянной посуды с каждым годом все меньше. Хотя, к слову сказать, я все же сторонник минимального содержания пластика на кухне, но порой без него просто невозможно обойтись. Но я к чему веду: представить, что человечество с теми тогдашними технологиями воображало о каких-то там космических путешествиях, да бог с ними, с путешествиями, о каких-то там антигравитаторах говорило... Забавно) Или тут стоит задуматься о нарочном притормаживании экспансии Земли в космос? Почуять, так сказать, сладостный запашок теории заговора или еще чего лучше - прогрессорской деятельности каких-нибудь Странников Инсайдеров на Земле?) Сейчас, мне кажется, уже даже самые фантастические фантасты совсем не пишут о путешествиях к иным планетам и т.п., разуверились, что ли? Все, что нам осталось - зрелищные аттракционы типа "Звездных войн" и "Стражей галактики". Хотя, может быть, я ошибаюсь? Может, просто невнимательна к книжным новинкам? Но это хотя и первое, о чем я подумала пока читала, но совсем не самое печальное. Куда печальнее второе.

Второе. Божемоймнепростостыдночтояженщина! Вот, примерно, такие чувства вызывала у меня книга в процессе чтения. Я объяснюсь. Да, я люблю книги (к тому же таких большинство), где главный герой - мужчина. Скажем, те же Стругацкие вообще никогда не делали главными героинями женщин. Можно много и нудно рассуждать о такой закономерности в их творчестве и в творчестве других авторов-мужчин, но те же Стругацкие (я беру их для сравнения только из тех соображений, что они с Лемом пересекаются по многим параметрам и вообще похожи) никогда, я прямо выделю это - никогда! - не превращали своих героинь-женщин в такое вот... Какое бы слово подобрать?.. Существо. Бестолковое, скомканное, неумное, зависимое (в самом противном смысле этого слова!), ограниченное и невероятно, просто до безобразия, раздражающе навязчивое!..
Ребята, я так далека от феминизма и всего такого прочего, но по поводу этой Хари (простите за каламбур) у меня к Лему уйма вопросов. И первый из них: как его умница Кельвин мог вообще любить такую... (нет, язык не поворачивается ее женщиной назвать) дамочку? Я могу себе представить даже мучения Сарториуса (а если вообразить, что это муки совести педофила, то книга вообще зазвучит по-другому!), но та, земная любовь Кельвина к Хари?! Как?! За что?! Чем?! Каким, простите, местом?! Нет, невозможно было такому мужчине любить такую... Хари. Не бывает, не верю!(
Да, я читала рассуждения Лема о своем романе, я помню, что он говорил, что любовная линия его интересовала меньше всего и основным посылом здесь был сам контакт и все, что связано с разностью понятия "жизнь" в принципе, и вообще, Лем большой молодец, но почему Хари у него такая дура?! И вроде бы понятно - сюжет! Потому все так и случилось, что она была дура, но... Как же мастерски надо было это написать, чтобы я, женщина, читающая книгу через шестьдесят лет после ее написания, испытывала в такой острейшей форме испанский стыд?! К моменту написания "Соляриса" сам Лем был уже женат, теперь мне острейшим образом хочется почитать его биографию, да, вообразите, чтобы удостовериться, что эта Хари - чистейшей воды вымысел, а не перенесенная на бумагу неврастения автора.
Чем хочу закончить. Бедные мужики. Особенно такие, как Кельвин, особенно, если им в жизни встречаются такие Хари. Бр-р-р-р!
13 ноября 2020
7 комментариев из 53 (показать все)
ArtChaos
А для меня - самый конец, Старый мимоид.

Внешне я был спокоен, но в глубине души, не отдавая себе в этом отчёта, чего-то ожидал. Чего? Её возвращения? Как я мог? Каждый из нас знает, что он — существо материальное, подчиняющееся законам физиологии и физики, и что, даже собрав воедино силы всех наших чувств, мы не можем бороться с этими законами, можем их лишь ненавидеть. Извечная вера влюблённых и поэтов в силу любви, которая переживает смерть, это преследующее нас столетиями finis vitae, sed non amoris — ложь. Однако эта ложь всего лишь бесполезна, но не смешна. А вот быть часами, отмеряющими течение времени, которые поочерёдно то разбивают, то собирают снова и в механизме которых, едва конструктор впихнёт в них колёсики, вместе с их первым движением начинает тикать отчаяние и любовь, знать, что ты репетир муки, тем глубочайшей, что от многократного повторения она становится комичнее? Повторять человеческое существование хорошо, но повторять его так, как пьяница повторяет заигранную мелодию, бросая всё новые медяки в музыкальный ящик? Я ни на секунду не верил, что этот жидкий гигант, который уготовил в себе гибель многим сотням людей, к которому десятки лет вся моя раса напрасно пыталась протянуть хотя бы ниточку понимания, что он, поднимающий меня, как пылинку, даже не замечая этого, будет тронут трагедией двух людей. Но ведь его действия были направлены к какой-то цели. Правда, я даже в этом не был до конца уверен. Но уйти — значило отказаться от этого исчезающего маленького, может быть, только в воображении существующего, шанса, который скрывало будущее. Итак, годы среди предметов, вещей, до которых мы оба дотрагивались, в воздухе, помнящем её дыхание? Во имя чего? Надежды на её возвращение? У меня не было надежды. Но жило во мне ожидание, последнее, что у меня осталось от неё. Каких свершений, издевательств, каких мук я ещё ожидал? Не знаю. Но я твёрдо верил, что не прошло ещё время жестоких чудес.

Примерно в половине русских переводов этот абзац даётся в обрезанном виде, если не сказать "кастрированном".
Показать полностью
ArtChaos
Будет здорово если распишете
Ну, там нет особых откровений.
Хари была до смерти как личная зона ответственности: не предотвратил, не позаботился и тд. На станции она как проекция, созданная из памяти и из психофунуций океана, проекция, которая ничего внешнего не знает. В обоих случаях Хари отражение Другого... который требует почти родительской заботы (пусть и по разным причинам). Не просто любви. Не просто исправления ошибок.
В этом смысле Хари из его прошлого - тоже маленький Океан, нечто не вполне познаваемое. Тоже ребёнок, ищущий себя и ошибающийся.
Думаю, что во многом это позволило персонажу провести параллели между Океаном и ребёнком (так же и между человеком и ребёнком, чсх) в конце - > и аккумулировать опыт; несмотря на ошибки продолжить верить в возможность контакта.
Belkina
А когда это было обсуждение Лема в блогах? Поделитесь ссылкой?
Заяц
Мне вот это пришло на ум, в контексте сравнения со Стругацкими: https://fanfics.me/message428806
Любопытно, что вот именно их всегда припоминают для сравнения. Не Брэдбери, Саймака, Хайнлайна, кого-то еще, а Стругацких. Хотя так-то они все на него не похожи, если плясать от непохожести.

Было еще что-то отдельно про Лема, но сейчас уже не найду. Редко он возникает в обсуждениях, не ГП все-таки. :)
Belkina
Наверное, потому что Стругацких хотя бы читали. Такое общее место место всей русской научной фантастики. Не в смысле банальности. Впрочем, опросы вещь такая лукавая... Потому что некоторым все вроде бы нравится, а если порасспрашивать подробнее, выяснится, что читали один "Обитаемый остров". А потом - что и в нем половину не поняли. Как Федя Бондарчук.
Заяц
Ну да, видимо, так. Уж если человек читает Лема (а не просто посмотрел экранизацию "Соляриса"), то Стругацких хоть как-то знает наверняка.
Кмк, Хари, возрожденная Солярисом, и Хари реальная никак не могут быть идентичны. У реальной Хари была своя жизнь до встречи с Кевином (о которой мы вообще ничего не знаем, но она была). Детство, родители, образование, друзья - разве не из этого в числе прочего складывается личность человека? У Хари с Соляриса все это обрезано (т.к. она воссоздана по воспоминаниям Кевина, который не знал ее до определенного момента). Т.е. ее образ - ущербный, обрезанный, изначально сосредоточенный только и исключительно на Кевине, не знающий вообще никакой другой жизни, кроме жизни с ним.
И то, что Хари повсюду следует за Кевином, обусловлено ее создателем-океаном - фантомы привязаны к человеку, которому явились, они физически неспособны долго выносить его отсутствие. Вспомните сцену, когда Хари с нечеловеческой силой выбивает дверь, когда Кельвин оставляет её в каюте.
Может вам попробовать перечитать книгу еще раз, повнимательнее, без спешки и эмоций? Похоже, от вас ускользнули многие важные детали, с ними текст может выглядеть иначе.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть