↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Komisar
12 февраля 2021
Aa Aa
Пара мыслей о массовой коммерческой литературе последних лет эдак десяти. Рассмотрим жанры фантастики / фэнтези, а так же бабских романов как самых ходовых нынче жанров среди целевой аудитории что хочет и может оплачивать электронные книги.
Собственно в моем понимании массовой и именно коммерческой литература стала относительно недавно, года 3-4 назад с появлением Литреса, Автортудей и подобных ресурсов. Исключительно интернет публикация позволяющая обойти бюрократию и избирательность издательств с одной стороны открыла дорогу массе желающих "жить с пера" (желающих, ибо не у всех получается), а с другой очертила два ключевых фактора которые и "танцуют" большинство авторов.
Первый фактор это ориентированность на массового потребителя. Стоимость электронной книги смешная и заработать можно лишь "толкнув" ее почти что конвейерными мерками. Вторым фактором есть время, если условно и сферически за три месяца ты "родишь" одну книгу - заработаешь условно свои 100 рублей. Но если каким-то образом разродишься на две, сумму можно удвоить.
Отсюда выходит то качество массовой литературы что мы имеем сейчас. В этом плане хочется отметить что авторы в маркетинговых целях не только сокращают время проработки сюжета (дабы сократить общий срок написания книги), но и вводят определенные маркеры / паттерны в текст для привлечения более широкой аудитории. К примеру всовывания романтических линий, экшена и попыток в прости Господи интриги куда нужно и не нужно, даже если сам автор того не любит и не хочет.

Не скажу за запад или азию, но в снг регионе покупательная способность населения и субъективная ценность электронной книжки в лучшем случае дотягивает до стоимости пачки сыграет (150р). Есть редкие случаи превышающие ее (200р) и куда более частые со стоимостью пониже (100р). Понятное дело что чем больше товара ты продаешь за условный временной период, то тем выше твой доход, но в данном случае акцент звучит скорее как "нужно продать как можно больше что бы выйти хотя бы на уровень средней з/п по стране за месяц". В цифровом выражении это примерно 500 эл. экземпляров книги в месяц для получения условно чистыми 300 долларов. Для автора новичка весьма не простая задача, эти деньги куда проще заработать плюя в потолок офиса. В тоже время для автора с опытом, именем и энным кол-вом уже опубликованных книг - "ничего сложного". Учитывать элемент попадания в ЦА и удачи не будем. Но должен отметить что усилий данная деятельность требует как минимум эквивалентно любой "стандартной работе", пока ты создаешь контент - зарабатываешь, остановился - увы и ах. Соответственно создавать контент тебе нужно вне зависимости от обстоятельств.

К чему я собственно все это родил в три часа ночи? Да просто задолбался в поисках новой книжки на вечер)
12 февраля 2021
63 комментария
О, ты ещё жив
Ластро
ППКС всё верно написано. Хотя отмечу, что ниже определённого порога качество всё же лучше не опускать, но порог этот, похоже, прискорбно низок.
Как приятно, чёрт, видеть вас здесь.
Хехе.
"Начался сюжет, сложно, бросаю" (из отзыва к книге знакомого автора, историческое фэнтези и придворные интриги)
"Не могу читать от третьего лица" (мне)
"Очень запутано, я ничего не понимаю" (мне на детектив)
Ат-эдишн:
"Почему герой не нагибает"

И три месяца на книгу это пиздец долго.
Сие есть литературный продукт, и не больше. Контент. Абсолютно верно.
Ластро
Altra Realta, вфстфуд от литературы, да.
Ластро
Но пипл не хочет фуагру, он хочет макдак.
Фуагру не жрёт, не раз разные люди предлагали.
Ластро
Altra Realta, не знаю, с какого-то уровня хочется, чтобы оно было минимально съедобно...
Ластро
Вы не ца, вообще! Было бы странно, если бы да, лол.
Господи, как будто я ца. Но я этой водкой торгую, я её сам не пью :))
Ластро
Altra Realta, дамс... соглашусь, пожалуй.
Altra Realta
Фуагра как бы не жирнее, если размер порции не учитывать.
Вспоминаются посыпания головы пеплом со стороны редакторов издательств ещё до всех этих Литресов - мол, мы сами выжгли всё, гоняясь за быстрой прибылью и потакая крупным (тогда ещё) книжным сетям. Мол, надо было работать с авторами, вкладываться, платить редакторам, делать нормальную рекламу не только Камше, Фраю, Лукьяненко, Панову и Перумову, развивать франшизы...
Мол, уровень читателей фантастики к кризису 98 года был довольно высок - потому что валом издавалось лучшее из иностранного (естественно, без всяких платежей иностранным правовладельцам), переведённое ещё старой советской школы людьми, на этом фоне отечественные авторы тоже стремительно росли над собой - и...
Marlagram
Эти рассуждения задним числом, что
...надо было работать с авторами, вкладываться, платить редакторам, делать нормальную рекламу не только Камше, Фраю, Лукьяненко, Панову и Перумову, развивать франшизы...
упираются в одно - и тогда денег не было всех развивать. Вкладывались в наиболее активных, в тех, кто уже подтвердил свою способность годами выдавать одну-две продаваемых книги в год.
Да и нельзя распыляться, покупатели запутаются и не поймут, кого им покупать.
афигеть
Недавно видел подобную дискуссию на АТ, причем началась она с обсуждения уместности употребления слов "контент" и "продукт" в отношении художественных текстов.
Ластро
Меня в данном контексте интересует следующее, насколько необходимость писать в стиле конвейера уродует автора, ну то есть с одной стороны ты оттачиваешь навык, а с другой гонишь брак.

И вот тут встаёт вопрос, насколько реально параллельно писать что-то более высокого качества, чем обычная штамповка. Естественно, в более низком темпе, чем основной контент.
оттачиваешь навык
Навык быстрой писанины и умения работать над текстом.
Но другие группы мыщц не получают должной нагрузки и не развиваются.
Т.е. повезло, если автор изначально был гармонично развит. Таких на самом деле и запоминают.
Это некий копирайтинг что-ли, тебе надо попасть в хотелки аудитории, состоящие из определенного списка, при этом не копировать произведения из этого списка, а написать похожее, но не совсем.
Ластро
Гламурное Кисо, очень похоже, да :)
Marlagram
Крокодильи слезы.
Altra Realta
Сие есть литературный продукт, и не больше. Контент. Абсолютно верно.
О том и речь литература идет тем же "историческим" путем что и музыка, телевиденье. Из прямого творчества превращаясь в прямой маркетинг.
Komisar
Altra Realta
О том и речь литература идет тем же "историческим" путем что и музыка, телевиденье. Из прямого творчества превращаясь в прямой маркетинг.
Я тебе скажу по секрету, что литература таким путём шла задолго до телевидения. И в 19 веке публиковали бульварные романчики на почитать вечерком.
Marlagram
Ну собственно да, издательства выкопали себе могилу в полный рост. Они еще покоптят небо на любителях именно бумажных книг, а так же на чисто "казенных" заказах вроде обучающей, развивающей и подобной литературе. Но процесс снижения издержек и цифровизации уже необратим.
Процесс нытья обратим в частности, но неостановим в среднем. Всегда найдется кто-то, кто захочет поныть, и те, кто захотят почитать нытье.

Массовая коммерческая литература по качеству действительно просядет, но те, кто хотят выразить что-то большее, никуда не денутся все равно.
Ластро
Меня в данном контексте интересует следующее, насколько необходимость писать в стиле конвейера уродует автора, ну то есть с одной стороны ты оттачиваешь навык, а с другой гонишь брак.

И вот тут встаёт вопрос, насколько реально параллельно писать что-то более высокого качества, чем обычная штамповка. Естественно, в более низком темпе, чем основной контент.

Любой автор может развиваться как ему интересно, вопрос в целесообразности и целях. Если стоит задача именно "жить с пера", то сперва нужно сделать себе "имя" раскрутив свое творчество. А сделать это проще всего не пытаясь сходу замахиваться на Шедевр коий будет оценен "лит критиками" и другими авторами, а выдавая частый и стабильный контент вполне себе средненького уровня что зайдет массовой аудитории что ищет чем бы н разок скоротать вечерок.

И вот вы, предположим, вышли на пускай небольшой но стабильный доход. Шлете лесом шефа и садитесь дома что бы зарабатывать на жизнь книжками. Что бы сохранить даже этот стабильный доход и в относительно близкой перспективе его увеличить вы будет вынуждены не только не сходить с этих маркетинговых рельс, но и совершенствовать их не рискуя экспериментировать ибо неоправданно. При более высоком доходе сравнимом даже с з/п сеньор программиста вам все так же не выгодны эксперименты. Уровень Донцовой, Роулинг и прочих мы тут не рассматриваем (хотя вот как раз они и могут себе позволить, Ро кстати пыталась))

Получается так, если ты зарабатываешь себе на жизнь книжками, то и будешь идти в фарватере метовых тенденций. Если же заработок денег идет другими источниками, то можно и в полноценное творчество.
Показать полностью
Заяц
Процесс нытья обратим в частности, но неостановим в среднем. Всегда найдется кто-то, кто захочет поныть, и те, кто захотят почитать нытье.

Массовая коммерческая литература по качеству действительно просядет, но те, кто хотят выразить что-то большее, никуда не денутся все равно.

Так речь не том что "мы все умрем", качественная литература разуметься не исчезнет. Проблема у тех кто читает постоянно и много, просто ради удовольствия. Чем больше читаешь, тем больше у тебя требования к уровню текста, понятно что мы живем не в идеальном мире, ты делаешь массу скидок и копаешься в потоке новых публикаций. А поток этот как раз массово коммерческий и чем дальше тем на большее кол-во моментов тебе приходиться закрывать глаза. Вплоть до перерывов от чтения и поиска нового хобби.
Литература нежизненноспособна, бумагу за цену от 600 рублей купят минимум, электронка моментально утечет на какую-нибудь флибусту, причем чем известные автор(больше денег в раскрутке) тем быстрее.
к-тан Себастьян Перейра
Пожалуй, даже система донейтов, казалось бы, спасительная, реально работать не будет: едва ли не каждый читатель будет надеяться, что пожертвование сделает кто-то другой.
к-тан Себастьян Перейра
Все так, но есть нюанс. Пока идет поглавная публикация, а это в среднем от месяца до трёх, автор зарабатывает. Ибо недописанную книжку пиратят крайне редко.
Komisar
Разумно. Но ничего не мешает автору создать фейка и экспериментировать с него. Собственно, так многие уже делали. Акунин, кажется. Стивен Кинг - правда, с другими целями.
П_Пашкевич
Komisar
Система донатов это так, на пиво, жить не эти деньги смогут еденицы.
Заяц
Komisar
Разумно. Но ничего не мешает автору создать фейка и экспериментировать с него. Собственно, так многие уже делали. Акунин, кажется. Стивен Кинг - правда, с другими целями.
Да, но основная переменная не сколько репутация, а время.
к-тан Себастьян Перейра
П_Пашкевич
Komisar
Система донатов это так, на пиво, жить не эти деньги смогут еденицы.

Речь не о донатах - "подарках и наградах" как на АТ. Автор продает подписку, а читатель привлеченный предыдущими книгами серии имеет мотивацию оплатить новую книжку находящуюся в процессе написания не ожидая несколько месяцев пока ее завершат и спиратят. Разумеется если серия заинтересовала в достаточной мере или же читать уже нечего.

Это кстати тянет за собой еще один маркетинговый загон в необходимости писать именно серии - три и более книги.
Komisar
А я понимаю. Просто я перескочил через звено рассуждений: если принудительная оплата не работает из-за пиратов, остаётся оплата добровольная - донейты.
П_Пашкевич
Komisar
А я понимаю. Просто я перескочил через звено рассуждений: если принудительная оплата не работает из-за пиратов, остаётся оплата добровольная - донейты.
Не совсем так, принудительная оплата работает, но лишь во время публикации книги. Донаты, они же подарки и награды работают и после нее. Но брать их в расчет смысла нет. У новичка это будут слёзы, а у раскрученного автора и с принудительной оплаты достаточно капает.
Выскажусь как читатель, который настолько "дурак", что покупает у полюбившихся авторов даже то, что спокойно можно найти у пиратов.
Если я хочу, чтобы автор продолжил писать с достаточно приличной скоростью, то есть не был вынужден выйти на работу и перейти в режим "книга раз в несколько лет" из-за недостатка времени, я буду покупать у него эти книги. Вот такое материальное "спасибо" виртуальными деньгами.
Да, большая часть этих книг на скоротать вечер, переключиться с рабочей рутины, но именно это мне и требуется, чтоб мозг отдохнул, он и без того слишком много работает.
Nita
Собственно вы как раз и входите в основную широкую платежеспособную аудиторию. Именно потому что такие люди как вы появились в хоть и небольшом, но относительно достаточном кол-ве Литрес и АТ смогли появиться, развиться и дать возможность множеству желающих себя попробовать.
Komisar
Разве что количеством таких читателей как я можно взять, я покупаю 1-2 электронки в месяц, т.к. ее ж надо еще прочитать. И только у проверенных авторов, а их немного, и это не топы, а те, на кого-то я когда-то давно наткнулась, когда они еще бесплатно выкладывались, и ушла за ними на платные площадки в стремлении поддержать в творчестве, т.к. современные тенденции меня угнетают. Расширение списка идет очень медленно, т.к. за книгу, качество которой меня не устраивает, я платить не буду. Впрочем, искать ее у пиратов и читать бесплатно тоже, мне время дорого.
Nita
Я покупаю в среднем 1-2 в неделю, просто потому что читательский голод сродни наркоманской ломке. Вопросы к качеству у меня довольно демократические, нет смысла придираться к мелким, а иногда и средним косякам, просто потому что читать хочется, все старое читано.
Komisar
Ну вот кто-то доступы к сериалам/играм покупает, а я читать люблю больше, чем смотреть, в голове картинки интереснее. В общем, каждому свое. И требования свои.
* в шоке*

Он не только пост написал, он еще и комментирует!!!
Komisar
надеюсь, что у тебя все хорошо
Хорошие книги и правда стало найти сложнее. Даже на отзывы теперь смотреть бессмысленно. Но и неподходящие книги видно по первым 2 главам ознакомительного фрагмента. Вот покупать без него совсем стремно , если автор не проверенный. С другой стороны сейчас масса бесплатных книг, как впрочем и раньше можно было найти очень интересные книги на Самиздате. Но искать под свой вкус приходится дольше...
Kairina_North
Хорошие книги и правда стало найти сложнее. Даже на отзывы теперь смотреть бессмысленно. Но и неподходящие книги видно по первым 2 главам ознакомительного фрагмента. Вот покупать без него совсем стремно , если автор не проверенный. С другой стороны сейчас масса бесплатных книг, как впрочем и раньше можно было найти очень интересные книги на Самиздате. Но искать под свой вкус приходится дольше...

Сейчас мало того что ознакомительные главы (штуки 1-3) есть почти в каждом произведении, так еще и первая книга серии порой может быть бесплатна. Вполне достаточно что бы определиться. Комменты иногда тоже могут быть полезны, порой там пишут о такой дичи что позволяет сэкономить время на чтении ознакомительного фрагмента. "Проверенность" автора штука ненадежная, в одной серии он может быть интересен, тогда как в другой наоборот. С бесплатными проблема в несколько большем времени на фильтрацию и поиск. К примеру искать что-то на самиздате - сизифов труд, если только нет ссылки на подготовленный кем-то заранее список с отсылками на книги хотя бы с их аннотацией. Флибуста же стала за последние годы очень медленно грузиться, да и фильтр поиска там лучше лишь в сравнении с самиздатом.
Показать полностью
PersikPas
не дождешься)))
Komisar

Немного оффтопа.

Сейчас мало того что ознакомительные главы (штуки 1-3) есть почти в каждом произведении, так еще и первая книга серии порой может быть бесплатна.
А потом придёт фикрайтер... Вряд ли придет, конечно, но... Я на АТ задавал вопрос: как бы вы, уважаемый автор с коммерческим статусом, отнеслись, если бы кто-нибудь взял и написал альтернативное продолжение к вашему ознакомительному фрагменту? Отозвался мало кто, и, кстати, видел и вполне благосклонную реакцию :) . Но вообще отношение к фанфикам там разное. Преобладают, кажется, относящиеся как минимум мирно, но попадаются и яростные хейтеры.
Komisar
PersikPas
не дождешься)))
я то как раз хочу, что бы у тебя все было хорошо)
П_Пашкевич
Я знаю один случай на АТ. К одной из серий Каменистого написал продолжение кто-то другой по разрешению автора. Впрочем, вышло намного хуже.
П_Пашкевич
Komisar

Немного оффтопа.

А потом придёт фикрайтер... Вряд ли придет, конечно, но... Я на АТ задавал вопрос: как бы вы, уважаемый автор с коммерческим статусом, отнеслись, если бы кто-нибудь взял и написал альтернативное продолжение к вашему ознакомительному фрагменту? Отозвался мало кто, и, кстати, видел и вполне благосклонную реакцию :) . Но вообще отношение к фанфикам там разное. Преобладают, кажется, относящиеся как минимум мирно, но попадаются и яростные хейтеры.

Фанфики для известных авторов с многотомными сериями это маркетинговый профит. Такие ребята даже сами конкурсы с денежными призами устраивают для их написания. Для автора новичка, фанфики по его нескольким книгам по сути что есть, что нет ибо нет наработанной аудитории и хорошего пласта узнаваемого этой аудиторией контента (персонажей, географии, механики мира и тд).
Komisar
Желающих зарабатывать на писательстве конечно много. Но будем честны, для этого надо быть или очень массовым или очень талантливым писателем, ( и отдельно коммерческие таланты). А для всех остальных.. меня если честно больше привлекают бесплатные книги, есть хотя бы шанс что автор не пытался попасть в ЦА для монетизации, а писал то, что хотел. Из того что я вижу в электронке продаются в основном ром/эро - романы, либо литрпг, либо уже именитые авторы.
Самиздатом я уже называю все платформы с бесплатными текстами. На том самом самиздате уже давно сложно чтото найти ( и то я пользовалась Кубикусом), особенно без путеводителя. В других местах уже проще - настроил тэги и пошел отбирать.
А про отзывы - дичи в отзывах пишут много, причем иногда совсем не относящейся к книге. Как положительной так и отрицательной. (Мне например к книге в 2 отзывах написали про стимпанк, хотя во всей книге нет ни одного слова пар или какого-либо аналога.) А еще бывают отзывы по обмену, по оплате, по взаимоненависти, да и просто читал подросток.
Заяц
Продолжение серии или продолжение ознакомительного фрагмента? Это две большие разницы, из которых первый вариант - дело обыденное (любой постканон ГП - примерно оно, разве что без разрешения, а всяческие пост-говардовские книжки про Конана - так и вовсе оно и есть). А вот второе... Никогда такого не встречал.

Komisar
Согласен, что фанфики скорее должны работать на благо канона, чем в ущерб, однако хейтеры в пампасах тем не менее бегают (Т9 попытался исправить пампасы на памперсы, что как бы намекает...) Как минимум, у меня создалось впечатление, что эти хейтеры в действительности с явлением фанфикшна толком не знакомы и оперируют выдуманными представлениями о нем. Впрочем, я здесь, на фанфиксе, видел однажды диковинную претензию, суть которой была в том, что человек, познакомившись с фандомом благодаря фикам, потом добрался до канона и был дико разочарован. :)
П_Пашкевич
Продолжение серии. После этой книги: https://author.today/work/40442 Я не помню, кто это писал, может быть в комментариях есть ссылка.
Заяц
Понял :)
Но читать не буду. Мне Каменистый и без того не зашёл, а уж покупать за денежку - тем паче.
Kairina_North
Касаемо заработка, при условии что автор новичок будет пытаться угодить ЦА (выбрав для этого так же массово популярный жанр), а так же будет выдавать много текста стабильно часто, у него есть не самые плохие шансы раскрутиться. Что касается таланта, то я беру усредненно, так же как и фарт с попаданием в ЦА.

Но нужно понимать что времени такой вид деятельности заберет как обычная работа, а то и на порядок больше. И если первые несколько книг вполне реально накропать выходными и вечерами за относительно, проф авторов, не малый промежуток времени, то дальше нужно иметь кубышку дабы бросить работу.
Komisar
И при этом, подозреваю, процесс будет мало соответствовать понятию творчества, а результат - понятию качественной литературы. Вопрос: стОит ли?
П_Пашкевич
А вот мне Каменистый зашёл, есть у него и талант и трудолюбие. А вот чего нет, так это умения прилично завершать серии, а так же откровенно коммерческий подход последних лет. К примеру "Читера" (одну из самых успешных своих серий) он топорно закончил аргументируя "плохой продаваемостью". Хотя судя по доступной статистике и коментариям перевалившим за 11 тысяч только на последней книге, гер Артем несколько зажрался.
Komisar
Дык "плохо" и "не зашло" - это далеко не одно и то же :)
Komisar
Согласна с П_Пашкевич, выйдя на коммерческие рельсы там от литературы будет немного. По крайней мере настолько чтобы хорошо кормить автора. Если честно не знаю, сколько сейчас зарабатывают онлайн авторы только на писательстве. Я вот не представляю как писательство мне могло бы приносить хотябы половину дохода от основной работы. Разве что по нему снимут Игру Престолов и Ведьмак 3 и раскрутят как ГП. Но будем честны - сколько таких авторов то?
Kairina_North
П_Пашкевич
Komisar
И при этом, подозреваю, процесс будет мало соответствовать понятию творчества, а результат - понятию качественной литературы. Вопрос: стОит ли?

Я бы не стал так уж сильно преувеличивать. Да пришлось бы делать сюжет и персонажей с учетом тенденций, возможно пришлось бы несколько растянуть этот самый сюжет ибо нужна серия. Плюс прочие моменты и относительная спешка по времени. Но никто не мешает автору подойти что называется с душей. Выбрать среди популярных жанров максимально приятный себе самому, сделать сюжет соблюдая общую нужную ему логику, а персонажей прописать адекватно не опускаясь до поселягинщины. Да это займет несколько больше времени, но сравнивать с продажей себя в рабство пожалуй не стоит. Вполне может выйти приемлемая и даже при некоторой удачи годная книжка. Оно ведь как, любой штамп, любой запрос (к примеру на ту же романтическую линию) можно творчески переработать или технически обойти. Нужно будет потрудится и потратить больше времени но своего покупателя при адекватном походе вы найдете. Дальше все будет зависеть от усердия и удачи.
Показать полностью
Kairina_North
Я не агитирую, просто предполагаю что в теории это имеет реальные шансы.
Komisar
Все ли готовы поставить свой доход на "удачу"? Если к тому времени есть хорошая "подушка безопасности" то да, можно поэкспериментировать, поиграться с аудиторией и написать пару шаловливых , но немассовых книг. Но это если у вас есть в запасе пару лет, и очень хорошая фанбаза. Редкие книги пишутся за 3 месяца, как бы нам не обещали курсы =)
Komisar
Kairina_North
Да я вообще хочу писать то и о том, что мне интересно. Соответственно, шансов коммерциализоваться у меня примерно ноль.
Kairina_North
Я нет, но как и в любом деле речь априори не может идти "за всех". Это вариант для тех кто имеет отношение к литературе, хочет сменить вид деятельности. Человек готовый "рискнуть", но не глупо идя в ва-банк, а уходя с работы уже имеет и какую никакую читательскую аудиторию (соответственно как минимум несколько книг) и подушку безопастности и спокойное рабочее место для такого рода деятельности. А так же время, упорство и решительность)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть