↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
28 ноября 2014
Aa Aa
Языки и стихии фантастики

Сразу оговорюсь - это не классификация жанров фантастики и фэнтези. Это классификация – стиля описаний и характера рисуемых автором картин. То, что отличает одни фантастические миры от других и наполняет их специфической атмосферой. Моя имха состоит в том, что такая атмосфера, как правило, тяготеет к одной из четырёх стихий.
Тематическая схема
Подробности и расшифровка - ниже:

1) Стихия «Земля» - «добротное» фэнтези
Яркие, сочные описания, гармоничные краски, много внимания уделяется природе.
Главное в описаниях – фактура. Камешки колются, трава шелковится, стены замка – влажные и шершавые, а солнце – «как будто умытое» или «ярко начищенное».
Героям хотя бы пару раз позарез надо забраться в горы (стихия земли всё-таки!), а за неимением гор – в лес. Городам как таковым уделяется очень мало внимания, зато могут быть распространены всякие странные типы поселений, близкие к природе – пещеры, норы, дома на деревьях, землянки. Особенный шик: дом, защищённый водой – например, на острове, за водопадом, на запруде, в месте слияния рек, на мельнице. Если уж приходится описать дом, то чаще всего он одиночный, деревенского типа и стоит особняком.
Основной способ передвижения – пешком. Собственно, все их перемещения другим способом это либо битвы, либо проходные незначимые эпизоды.
Еда: плотная, сытная, довольно простая. Больше всего внимания уделяется «второму» - супы и десерты упоминаются редко. Часто упоминание слабого алкоголя, почти никогда – крепкого. Только алкоголь имеет собственные экзотические названия, остальная еда вполне привычна: яблоки остаются яблоками, а какой-нибудь свиной окорок – свиным окороком, никаких «задних крыльев тяни-толкая» герои не жарят.
Вещи, даже с историей – в подчёркнуто хорошем состоянии. Никаких ветхих тряпиц, тусклого металла, рассохшегося дерева и нечитаемых манускриптов. Даже если герой откапывает в лесу оружие своего пра-пра-пра… древнего предка или возвращается домой после многолетнего отсутствия. Если автор хочет придать своему творению хоть какое-то подобие достоверности, он, конечно, скажет, что вещь сохранилась благодаря магии, или, например, хранилась в специальных условиях – но по сути это ничего не меняет: время не портит предметы из области «добротного фэнтези».
Здоровье:Соответственно, герои такой фантастики редко болеют и быстро выздоравливают. В крайнем случае – валяются в беспамятстве, а потом просыпаются «почти здоровыми», чтобы не заставлять автора прописывать долгий и муторный восстановительный процесс. В старости (если в добротном фэнтези вообще предусмотрена старость) у героев сохраняется ясный ум и хотя бы относительное физическое благополучие.
Единственное, что может грозить героям и предметам в такой фантастики – буквальное физическое уничтожение. Поэтому неудивительно, что любимые герои добротного фэнтези – эльфы (не ГП-шного типа, а «красивые и бессмертные») и колдуны-долгожители.
Умения: Стабильные. Сильные герои, профессионалы обладают разными полезными умениями, среди которых обычно есть врачевание и/или боевые навыки. Слабые физически герои редко что умеют и почти никогда не учатся у сильных. Но даже когда обучение всё же происходит, этот процесс никогда не показан: либо автор ограничивается упоминанием, что «после двух лет тренировок под руковдством (имярек), наш (имярек) мог попасть в мишень со ста шагов даже в ветреную погоду», - либо герой занят спасением своей тушки от приключений, а потом автор лениво заявляет, что «наш (имярек) здорово отличался от того, каким он отправился в поход», после чего кратко перечисляет обретённые умения. На этом вопрос о развитии способностей ГГ считается закрытым.
Роль магии и чудес: фоновая. Да, чудеса и магия в этом мире обычно есть, но герои решают свои вопросы обычно другими, более земными способами. И даже сильного колдуна скорее перехитрят, или найдут его уязвимое место, или убьют в банальной битве на мечах, чем перешибут его магию более мощной магией.

2) Стихия «Огонь» - «алхимическое» фэнтези
3) Стихия «Воздух» - «стеклянное» фэнтези
4) Стихия «Вода» - «мусорное» фэнтези

#Статьи #Размышления #про_литературу #про_кино
28 ноября 2014
13 комментариев
Моё фэнтези точно земного типа. :)
http://www.pf-originals.ru/index.php?section=3&id=4357
Интересные описания. Конкретный пример вспомнился только по мусорному фэнтзи (какое уничижительное название), ну и по стеклянному есть подозрения, но я такое не очень люблю, поэтому представителей помню плохо.
ReFeRy,
мне очень, очень совестно за это слово, но за два часа другое так и не придумалось, поэтому осталось, как есть...

А вообще большая часть "типичного фэнтези", кажется, земля и огонь
На "стеклянное" не вспоминается вообще ничего. Может быть, "Последний единорог", но не уверена.
Любопытная концепция, смею заметить. Однако в вашу классификацию не очень-то входят многие тексты, что являются на ум. Возьмём, например, Роберта Джордана с "Колесом времени". Явно видны черты стеклянного и добротного фэнтази, при этом, хочу заметить, ни "теслапанк", ни "фантастика под старину" к этому произведению не относится. Такое ощущение, что вы что-то забыли. Быть может, пятую стихию? Или, прошу извинить, сам подход неверен - в корне? В том глубоком смысле, что четырёх стилистических элементов слишком мало для того, чтобы классифицировать фэнтази-произведения.

Помнится, вы говорили, что у таких постов должен стоять хэштег #статья. Смею напомнить об сём обстоятельстве.
Скрип,
будет вам хэштег ))
изначально я хотела взять пятиэлементную китайскую схему, особенно когда посмотрела, что соответствует воде...
Колесо времени я не читала, поэтому могу только предположить - там две реальности?
Кстати:

1) Властелин Колец, Нарния - земля
2) Земноморье, Ведьмак - огонь
3) Песочный человек, Мастер и Маргарита, Звёздная пыль (Гейман), Паутина (Мерси Шелли), Холодное сердце (сказка Гауфа, НЕ мультик), Хохолок (Натаниэль Готорн), Белая лань (Дж. Тербер), Маска красной смерти (Э.А.По), Сундучок темноты, Зимняя сказка (Хелсприн) - воздух

Аватар Бога, Мара, Океан в конце дороги, Американские боги, История с кладбищем, Голем, Мы, Пещера, почти все романы М.Павича, = воздух + вода ("антикварная лавка")
Ангел западного окна, Альрауне, Интермир, Коралина, Алиса в Зазеркалье = воздух + огонь

(всё имха автора, так что со мной можно спорить)
flamarina, нет, там одна реальность. Это эпика и довольно занимательная, я бы сказал. Прямая реализация архетипа цикличности, скажем так. В первых книгах путешествия, прежде всего, по земле, хотя уже там есть... пусть будут пещеры, только магические. А далее уже и аналог аппарации, надо заметить. С одной стороны, "ультимативная" магия, появляется даже аналог Авады Кедавры, если не ошибаюсь (а читал давно и не всю серию), "Погибельное Пламя" называется - стирает даже сквозь время (меняет ход событий, стирая последние N секунд или минут существования объекта); неотразимо; это ли не ультимативное оружие? Древние артефакты, напоминающие техномагию, а в далёком прошлом (эпохи назад, насколько помню) существовал "НИИ магии". Очень любопытный и масштабный сеттинг, со своим Чёрным Властелином и Избранным, казалось бы, с магией снов... Похоже на воздух, верно? Но первая же, замечу, книга легко опровергает в сторону Земли: слишком "добротно", если верно уловил дух вашей классификации. Долгое путешествие, например, зачастую интриги без магии - несмотря на её ультимативное присутствие "где-то там".

Теоретически, получается, что это Земля + Воздух. Практически, у вас для этого два варианта: "Теслапанк" и "Фантастика под старину". Второе не подходит ни формально (согласно сеттингу), ни по духу (один только архетип цикличности уводит нас от духа фантастики, которой более присуща линейность прогресса и истории). Первое видится мне как более технократичный стимпанк, эдакое технофэнтази; а это не так. Таким образом, получается, что либо ваша классификация не отражает всех возможных вариантов и пригодна только в рамках вашего читательского багажа (верю, он гораздо шире моего), либо же вы её не завершили.

Чисто технически: попробуйте представить какой-нибудь сферический в вакууме сеттинг и сюжет, собрать его так, чтобы он не попадал ни в один из вариантов; уверяю, это легко удастся.
Тем не менее, мне весьма понравился сам подход; у вас получается тонко и точно подытоживать атмосферы фэнтази-произведений, спасибо. Прошу прощения за чрезмерно пространный ответ.
Показать полностью
Подумалось ещё об одном варианте; может ли серия иметь романы, написанные в разных стихиях? Думаю, да.
Конечно, могут быть романы в разных стихиях )) Могут быть даже разные части, написанные в разных стихиях...

Но мне очень понравилось, как вы наложили эту систему стихий на мне пока неизвестную реальность Колеса времени (кстати, надо будет прочесть и посмотреть своими глазами, что там и как)
"Ааргх".
А вообще интересная классификация, только, кмк, чистые "стихии" реже, чем смешанные.
Пожалуй, могут быть, но для сего сеттинг должен быть, полагаю, весьма и весьма гибким, богатым на разные приёмы, социальные среды и прочая, если вы понимаете, о чём я.

Не уверен, стоит ли оно того, но, тем не менее, сеттинг "Колеса времени" весьма любопытен. Честно говоря, не совсем уверен в художественных качествах серии; от того, что читал довольно давно.

http://flibusta.net/s/1065 пожалуйте.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть