↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Русские народные сказки

По русским народным сказкам и их авторским переработкам

Русские народные сказки

По русским народным сказкам и их авторским переработкам

Русские народные сказки


Цикл книг

Виды народных сказок очень разнообразны и носят как в народной среде, так и в научном обороте различные названия. Наиболее известные, интересные и разнообразные группы сказок — волшебные сказки («Василиса Премудрая», «Гуси-лебеди», «Деревянный орёл», «Летучий корабль», «По щучьему веленью», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Крошечка-хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Маша и медведь», «Царевна-лягушка» и многие другие), сказки о животных («Бобовое зёрнышко», «Волк и семеро козлят», «Лиса и журавль», «Смоляной бочок» и многие другие) и бытовые и сатирические сказки («Брито-стрижено», «Волшебный кафтан», «Свинья на свадьбе», «Каша из топора», «Шёл солдат домой» и многие другие), а также былины и так называемые страшные сказки, или сказки-страшилки.

Любимая книга 15 человек

В цикл входят книги

Волшебные сказки

Волшебные сказки уходят своими корнями в глубокое прошлое человечества с его мифологическими представлениями и древними обрядами. Действие в волшебных сказках обычно протекает в двух мирах: в нашем обычном, «среднем» мире, и в «нижнем» мире, потустороннем. Эти миры разделены морем-океаном, огненной рекой, дремучим лесом. Чтобы победить грозных противников, которые приходят к нам из иного мира, герою приходится отправляться в тридевятое царство, тридесятое государство, преодолевать множество преград, заручаться поддержкой чудесных помощников или волшебных предметов, обладающих магической силой.

Былины

Былины — это эпические песни русского народа, в которых повествуется о героических подвигах мужественных богатырей. В былинах часто описываются героические события, в которых принимал участие весь народ, ведь само слово «былина» означает «старина», то есть то, что происходило в далеком прошлом. Былины не имеют достоверной точности: чтобы подчеркнуть исключительную смелость героев-богатырей, некоторые события, описываемые в былине, значительно преувеличивались. Роль былин необычайно велика, так как они передают из поколения в поколение знания о бытии, верованиях и традициях наших предков.

В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое, и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. Современному неподготовленному читателю, может быть, вначале непросто погрузиться в мир былины: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста. Существует несколько видов напевов былин — строгий, величавый, быстрый, веселый, спокойный и даже скоморошный.

Главными героями в былинах были могучие русские богатыри. Они наделены нечеловеческой силой, отвагой и мужеством. Богатырь, даже в одиночку, мог справиться с любым врагом. Основной задачей этих персонажей является защита Руси от посягательств врагов.

Сказки о животных

Возникли в глубокой древности и отразили наблюдения человека за животными. Смысл их, прежде всего, в передаче жизненного опыта и знаний о животном мире. В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения. В них отразились древние представления людей о природе: анимизм (одушевление животных и растений), антропоморфизм (животные говорят и действуют, как люди) и тотемизм (человек ведёт свой род от животных). Основа этого — сходство человека и животных: в действиях, в поведении, в ссорах, в страхе слабых перед сильными. На животных в сказках переносятся качества людей: ум, доброта, хитрость; образы животных учат правильному поведению в определённых ситуациях. В сказках о животных не только высмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман в целях наживы. Для сказок о животных характерен яркий юмор и оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений.

Бытовые сказки

В бытовых сказках речь идёт о повседневной жизни, о таких вещах, которые могут случиться с каждым. Однако герои этих сказок сказочно умны или сказочно глупы, обычные поступки приводят к сказочным последствиям, простой крестьянин или солдат может посрамить учёного купца и даже сам царь порой вынуждены признавать достоинства простых людей. В бытовых сказках высмеиваются человеческие недостатки: жадность, глупость, зависть, недальновидность, болтливость, неумеренность. Физическое богатство воспринимается здесь с недоверием и восхваляется богатство внутреннее: мудрость, щедрость, сметливость, доброта, умение довольствоваться малым и в любой ситуации находить положительные моменты.

Страшные сказки

Сказки-страшилки составляют очень колоритную и довольно немалую часть русских народных сказок, и события в них не по-сказочному серьёзные, жестокие. Более того, многие популярные сейчас вполне невинные сказки — «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица» — это всего лишь рафинированная переделка более древних и куда более кровавых вариантов. Возникает резонный вопрос — как же могло прийти в голову взрослым рассказывать подобные сказки своим детям? Объяснить это можно условиями жизни в те далёкие времена, когда сочиняли эти сказки. Дети и родители жили в одном помещении, спали на одной кровати. Тут рождались их братья и сёстры, умирали больные и старые. Поэтому некоторые вещи, которые сейчас могут вызвать испуг или отвращение (например, вид туши коровы, свежеразделанной для приготовления еды), раньше воспринимались спокойно, без эмоций — как само собой разумеющееся.

Страшные сказки для детей — это часть детской жизни. Без них эта жизнь была бы намного скучнее. Слушая сказку-страшилку на ночь, ребёнок ассоциирует себя с её положительными героями — Иваном-царевичем или Василисой Премудрой, Мальчиком-с-пальчик или Красной Шапочкой. Мысленно побеждая вместе с ними Бабу-Ягу или Кощея Бессмертного, злого волка или людоеда, ребёнок учится смелости, инициативности в борьбе со злом, сочувствию. Во время восприятия таких сказок развивается и закаляется эмоциональная составляющая личности ребёнка. Он учится преодолевать свой страх, верить в то, что в итоге история всё равно закончится хорошо.

Надо заметить, что в детских народных сказках наличие и развитие страшных персонажей строго дозированно. Та же баба Яга далеко не всегда вызывает ужас. Довольно часто она выглядит смешной, умному и доброму главному герою её достаточно легко обмануть, а иногда она даже помогает ему, чем вызывает сочувствие у маленьких слушателей. Часто страшный в реальной жизни зверь, например, волк, в сказке служит добру («Иван царевич и Серый Волк»). Этим народные сказатели хотели показать, что в каждом, даже вызывающем на первый взгляд только отрицательные эмоции человеке, можно разбудить доброе начало или, в крайнем случае, перехитрить его.

Все ужасы, описанные в сказках, глубоко символичны; за каждой деталью кроется особый смысл, позволяющий выдуманному сюжету побеждать настоящие кошмары маленьких слушателей. Герой попадает в пещеру, и ребёнок вместе с героем учится преодолевать страх темноты. Смельчак сражается с великаном, а малыш пытается справиться с проблемами, которые во много раз больше него, — например, со смертью близкого человека.

Очень страшные сказки нужны каждому ребёнку ничуть не меньше, чем все остальные. Об этом могут сказать сами дети, которые эту категорию сказок любят, пожалуй, больше всего. Ведь чем страшнее опасность, тем радостнее чувство победы, тем ярче переживания, тем сильнее торжество добра. Убирая из сказки страшные детали, современные авторы оставляют ребёнка наедине с неразрешимыми вопросами, которых он ещё не в силах осознать, высказать и тем более — правильно на них ответить.

ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть