↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Три рубля

Автор, Редактор, Иллюстратор

Блог » Поиск

До даты
#история #религия #матчасть

А также получил Моше, учитель наш, повеление от Всемогущего заставить всех жителей мира принять те заповеди, которые получил Ноах. И всякий, кто их не примет, должен быть убит, а всякий, кто их примет, называется "гер тошав"...
Из Маймонида.
#история #религия #матчасть

В средневековой Армении еретикам (мессалианам, тондракитам, павликианам), если не предавали их мечу, выжигали на лбу "лисье клеймо" (согласно XIX правилу, принятому на Шаапиванском церковном соборе 447 года). Это связано со строкой из Песни песней, которая обычно толкуется в духе борьбы с еретиками:
Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете
Правда, возможно клеймо было не в форме лисы, а просто еретиков называли лисами, поэтому и клеймо было "лисьим".
Показать 18 комментариев
#история #религия #матчасть

У пуштунов поначалу было мало мусульманских святых и даже священнослужителей. Те, что были, в основном были иноземцами. Пуштуны часто обзаводились могилами святых простым способом. Афридии (восточноафганское племя), униженные тем, что у них не было своих могил святых, пригласили из Пешавара известного муллу. Его убили и похоронили. Так в Тирахе появился первый мазар.
Показать 1 комментарий
#религия

Статья об истории абхазского (нео)язычества на примере отдельно взятого святилища: https://cyberleninka.ru/article/n/akadak-i-ldzaa-nyh-k-istorii-gibridnyh-kultov-v-abhazii

Lados, полагаю, тебе будет любопытно.
Показать 1 комментарий
#история #религия

Предупреждение: в посте речь идёт о народах, о которых вы скорее всего ничего не слышали и никогда больше не услышите, и о всяких редких течениях ислама. Если вам неинтересно, проходите мимо.

Итак, речь пойдёт о вероисповедании группы народов, связанных с южным Прикаспием — Гиляном, Мазендераном, Табаристаном и Дейлемом. В первую очередь — о древних дейлемитах и их потомках, горани и заза, но также о гилянцах, мазендеранцах и талышах (вообще, белуджи вроде бы пришли в Мекран тоже откуда-то из этих мест, но я считаю целесообразным про них забыть).
Если верить тем скудным источникам, что я нашёл, до арабского завоевания Ирана в южном Прикаспии было распространено христианство несторианского толка. Ислам местные жители приняли в его неортодоксальной форме — зейдитской. Зейдизм — это такая ветвь шиизма, которая в современном мире распространена только в северном Йемене. Прикаспийские зейдиты первыми из бывших подданных империи Сасанидов отложились от Халифата, и долгое время их государство было оплотом зейдизма. Благодаря военной поддержке Табаристана в Йемене и утвердилась зейдитская династия Рассидов, которая удерживала власть до 1962 года.
Удивительным обстоятельством является то, что религия, которую ныне исповедуют потомки дейлемитов и некоторые обособленные группы гилянцев и мазендеранцев — ярсанизм — совсем не похожа на зейдизм. Скорее она напоминает религии друзов и сирийских алавитов, то есть, исмаилитский "остров" (да'ва), который вследствие длительной изоляции оказался густо замешан на каком-то местном околозороастрийском и христианском субстрате (исмаилизм, если кто не в курсе, это другая ветвь шиизма, особо упоротая, с тайнами, покрытыми тайнами, ступенями посвящения, эзотеризмом во все поля и вот этим вот всем).
Не то, чтобы южный Прикаспий не имел к исмаилизму никакого отношения, напротив, с этими местами связаны наиболее известные страницы его истории — захват исмаилитской сектой низаритов крепости Аламут в Талышских горах и последующая её деятельность, навсегда вписавшая слово "ассасин" в словарь многих европейских языков. Но дело в том, что дейлемиты ушли из Дейлема в Загрос и на Армянское нагорье ещё в начале XI века, в связи с нашествием сельджуков, а низариты пришли только в конце XI века. Между тем, география распространения ярсанизма — его исповедуют заза на Армянском нагорье, горани и примкнувшие к ним курды-какаи в Загросе, а также некоторые гилянцы и мазендеранцы, оставшиеся в южном Прикаспии — указывает на то, что эта религия сформировалась ещё тогда, когда эти народы жили поблизости друг от друга. Кроме того, странно выглядит по сравнению с друзизмом и алавизмом больший удельный вес околозороастрийского компонента, а не христианского. Можно предположить, что исследователи преувеличивают влияние несторианства в доисламское время, и на самом деле народы южного Прикаспия в основном держались иранских дуалистических верований или, там, манихейства какого-нибудь — в конце концов, это была часть зороастрийского государства Сасанидов. Но даже тогда нам придётся думать, что дейлемиты и иже с ними были очень плохими зейдитами, и вообще какими-то странными. Ведь из всех течений шиизма зейдизм менее всего склонен сакрализировать Али ибн Абу Талиба — хотя зейдиты по-прежнему считают его достойнейшим из людей, они приписывают это его личным качествам, а не богоизбранничеству, и даже допускают имамат превзойдённого. А в ярсанизме фигура Али сакральнее некуда. В общем, совершенно неясно, когда и от кого дейлемиты нахватались алипоклоннического эзотеризма, и когда они окуклились, отказавшись подобно друзам и алавитам от распространения своей религии (зейдизм очень прозелитичен). Разве что от джафаритов (основная ветвь шиизма, распространённая, например, в современном Иране), в десятом веке под влиянием раннего суфизма в джафаризме началось некое эзотерическое брожение, в XIII веке вылившееся в движение Сефевидов и кызылбашей, но никаких данных об этом нет (за исключение того факта, что большинство современных гилянцев, мазендеранцев и талышей — джафариты).

P.S. Это я просто пытался прикинуть, куда что совать на карту религий для Crusader Kings 2, и мой мозг вскипел. ОШИНЬ СЛОЖНА.
Свернуть сообщение
Показать полностью
#религия

Я всё ещё копаюсь в мёртвых религиях, пытаясь создать религиозную карту для Crusader Kings 2, которая отвечала бы моим представлениям о балансе историчности и играбельности, и вы знаете, меня очень забавляет ползучий национализм в тех текстах, на которые я натыкаюсь. То эфталиты лёгким движением руки превращаются в тюрко-монгольскую орду (несмотря на осёдлый образ жизни, подчёркнутое в письменных источниках отличие их языка от языка соседних тюрок и всякую там археологию), то армянское язычество объявляется практически монотеизмом и вообще подспорьем для принятия христианства в противовес дуалистическому зороастризму (при том, что именно Армения была эпицентром, из которого расползались сотрясавшие потом Европу дуалистические ереси, а в зороастризме всегда было монотеистическое течение, от собственно гатического зороастризма до зурванизма).
Такая избирательная слепота. И ведь вроде серьёзные люди такое пишут, не узколобые нацики а-ля "славяноарии".
Показать 20 комментариев из 29
#религия

Полез на Википедию прояснять своё отношение к Богу, и запутался окончательно.
Если рассматривать Бога, как Создателя мира, то я агностик — Бог-Творец в случае своего существования находится вне мира (ну, как минимум способен находиться вне мира), значит, недоступен для понимания. При этом я ни в коем случае не агностик в смысле взгляда на познание — я вовсе не считаю, что соломенная шляпа, например, столь же непознаваема, что и Бог, я делю мир на точно существующую познаваемую часть, и возможно существующую принципиально непознаваемую часть (которую, возможно, мир не включает полностью, а возможно, и вовсе не включает).

С другой стороны, я вообще не считаю вопрос о существовании принципиально непознаваемого Бога-творца имеющим смысл, что есть признак апатеизма.

Если же рассматривать Бога, как моральный абсолют, то я... Ну, деист, наверное, хотя деизм всё-таки есть концепция отношения и к Богу-Творцу тоже. Я... Не то, чтобы верю в его существование. Я вижу смысл в его существовании. То есть для меня Бог-Абсолют — что-то вроде переменной, которую вводят в уравнение просто для решения. Или вот ещё метафора: полинезийские аборигены использовали для ориентирования в море острова. Притом большинство островов за горизонтом не видно, и аборигены каким-то образом знают направление на них, как лучник пускает стрелу не прицеливаясь. Дошло до того, что они придумали себе несуществующий остров чисто для ориентирования. Вот Бог-Абсолют для меня такой остров. "Если бы Бога не было, его следовало бы изобрести", ага, тем и занимаюсь. Что касается достижимости-познаваемости морального абсолюта, то тут я ничего не знаю. Может быть, достижим (Царство Божие в таком разрезе обретает смысл, как Царство морали, немного иудейская идея, так-то), а может быть, нет, но мне в таком случае приходит на ум ещё одна математическая метафора — моральный абсолют, как ось координат, и моральное состояние человечества/индивидуума (тут я просто толком не успел поразмышлять), как гипербола, бесконечно сближающаяся с осью, но не пересекающая её. А может быть, сближение конечно.

Касательно загробной жизни — то же, что и с Творцом, но я чисто эмоционально исхожу из её несуществования. Мне жизнь всё-таки представляется сюжетом, который неуместно портить сиквелами.

Ну и наконец само разделение, наблюдаемое выше, указывает на то, что слово "Бог" само по себе обладает для меня недостаточной смыслоразличительностью, и следовательно, я игностик.

P.S. Всё вышеперечисленное верно до, условно, первой воздушной ямы, т.к. я не могу отрицать, что некая иррациональная надежда (не вера) на доброго дедушку на облачке во мне живёт.

P.P.S. А дьявол — несовершенство мира.
Свернуть сообщение
Показать полностью
Показать 12 комментариев
#религия
На запомнить: поискать среди библейских патриархов бывших богов. Ключевые слова: Тубал-Каин, Ламех.
Линии каинитов и сифитов подозрительно похожи друг на друга. Чего ради?..
В связи с этим вопросом прогуглить "сфирот" и "клипот". И вообще всякую каббалистику, "Сефер Йецира" почитать. тыц сюда
В общую ленту — вдруг чего умного скажут.
Показать 4 комментария
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть