↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Pauli Bal
13 декабря 2023
Aa Aa
СЮЖЕТНЫЕ РАЗБОРКИ #4
Разбираем и обсуждаем построение сюжета
Звезда на земле, автор Мряу Пушистая.

Традиционный дисклеймер:
Я не профессионал, просто очень интересующийся. Стараюсь развиваться и углублять свои знания, но они имеют свои лимиты, и субъективный взгляд никто не отменял. Поэтому всех приглашаю к дискуссии!
Цель разборов — изучать вместе построение сюжета истории на живых примерах. Все докапывания и раскореживания совершаются исключительно в образовательных целях, они не обязательно делают работу плохой. А идеальных историй не существует (я сама такие еще не написала :) ).

Пожалуйста, если вы прочитали разбор — дайте знать ми-ми-мишкой :) Вам не сложно, мне приятно. Ну а обратная связь меня очень мотивирует продолжать.

Сегодня перед нами трогательный и таинственный рассказ в жанре фэнтези. На этом примере будем рассматривать такой важный аспект: погружение читателя в информационный контекст. Надеюсь, автор меня простит, так как разбор получился скорее с критическим фокусом, но в работе много замечательных моментов, которые я тоже отметила.

На самом деле недочеты сводятся к следующему: большая концентрация новой информации на “сантиметр” текста, так что почти все мои придирки будут об одном и том же. В фэнтези или фантастике не обойтись без новых понятий, названий, культурных отсылок, никак не связанных с нашими реалиями, и это довольно сложно сделать так, чтобы читатель вошел без спотыканий. В работе есть и удачные примеры и не очень (на мой взгляд).

Летс гоу!

Мне нравится начало:
Днём в Рэнсиам всегда иссушающе жарко. Куда-то вниз, за край видимости, срывается желтоватая вода, но её почти сразу расхватывают себе жадные корни скукоженных от злости стариков-деревьев. Они кривятся влево и вправо, словно стремясь жиденькими кронами скрыть следы своего общего преступления.
Автор сразу настраивает на конфликт произведения, знакомя с новым миром. Через образный текст мы понимаем, что вода — это ценный ресурс, которого там не хватает.
здесь легче выдолбить домик в скале, чем построить полностью
Продолжение экспозиции: в этом мире жить непросто: в нем выживают. Здорово, что нам дают это понять не прямым текстом, а через описание обстоятельств.
Создания, живущие в горе, не обличают похитителей воды.
Если честно, здесь я споткнулась, и лишь прочитав второй раз, поняла, что речь идет о деревьях, но первый раз, я подумала про неких похитителей. Это один из информационных недочетов: даже старая информация, читается как новая.

Новая информация всегда спотыкательна для читателя. Мозг в этот момент делает паузу, и от автора зависит, остановится ли читатель перед “кочкой” и с вниманием ее перешагнет, или полетит носом вниз.
На вершине горы-города всегда прохладнее.
Здесь та же тема: выглядит как новая информация, не хватает согласования с предыдущим текстом. Мы прочитали, что “кое-где из склонов торчат крылечки и узенькие подоконники” — это совсем не рисует картину “города”. И “гора-город” предстает чем-то новым.
Мне правда понадобилось вглядеться в текст, чтобы понять, что Рэнсиам, домики в горе и гора-город — одно и то же.
Создания худые, сухие и жилистые.
Тот же момент, я не сразу поняла, что речь идет о жителях, и к этому добавилась фраза:
А вот воды у созданий мало, почти нет.
Мы уже знаем, что у жителей Рэнсиама нет воды, поэтому это предложение считывается как новая информация, что еще у кого-то нет воды.
Таде часто напоминает об этом какому-то Ламиту, который сидит в зеркале в его кабинете. Маленькой Черме запрещено туда смотреть, но она и не хочет. Ей не нравится этот Ламит, который, по-видимому, может принести воду, но почему-то не хочет. Вместо этого он рассказывает таде про какую-то месть неведомому Маэрдену, который оба называют цветущей землёй.
Вот Ламит введен хорошо! Мы понимаем, что это иное создание, оно мистическое, у отца Черме с ним одни отношения, у самой Черме другие. Однако и тут за маленький абзац мы имеем высокую концентрацию информации: новое существо, где оно обитает, отношения героев в нему, его способности, желания, еще одно новое существо? Маэрдена, и цветущая земля (не понимаем что это вовсе). На мой взгляд, многовато для четырех небольших предложений.

Еще есть момент вкусовщины. Я стараюсь избегать лингвистических комментариев в разборах по многим причинам, но здесь есть языковой нюанс, который связан с введением информации, поэтому отмечаю. Мне кажется, лучше избегать “пустых” слов в экспозиции: какой-то, почему-то, что-то, такой, некий и т.д. Экспозиция нужна, чтобы представить героев или место, а эти слова не рисуют картинку.
Только иногда приходит, когда Мва не может отнести таде его ужин, потому что у неё слишком болят колени. Черме жалеет её и таскает поднос сама. Мва этого не одобряет — дочь хозяина чересчур маленькая.
Вот тут вроде и введение нового персонажа, но последующие предложения здорово раскрывают и Мва и Черме. Почему тут все получилось: мы имеем ОДИН новый факт, ему уделяется внимание и он работает на фоне остального текста.

До этого была экспозиция и введение в конфликт. Теперь начинается действие: Черме подслушивает разговор таде и Ламита.
Как однажды сказал Эсар Кай
Увы, еще одно новое имя без контекста. В отличие от Мвы, оно лишь промелькнуло, с ним нет никаких ассоциаций или привязок к событиям.
не место в Доме Теней
Вновь новая информация без контекста, однако тут есть классный нюанс! Место для нас неизвестное, однако автор использует не изобретенные слова, а русские, поэтому сразу возникает ассоциация и рисуется картинка. Всего лишь добавление прописной буквы дает понять, что место важное, а сами слова рисуют образ.
Она, вообще-то, не знает, что такое шоколад, но, наверное, это металл.
Такой трогательный абзац! Вот пример, когда нам дают НОВУЮ информацию о персонаже, которая заходит идеально гладко, потому что автор не вводит новые понятия, а слова рисуют образы. Нам раскрывают мир героев через частный пример и не говорят: они такие малоимущие, что и шоколада не видели. Понятное раскрытие не в лоб — это всегда здорово.
Увы, она не Озарённая.
И здесь использование русского слова помогает! Однако все равно не могу не обратить внимание на обилие нового для читателя.

Далее следует трогательная и цепляющая сцена на крыше, когда Черме просит Дракона о помощи, есть согласованность с подслушанной фразой отца про звезды. И как хорошо автор погружает в ощущения:
Черепица впивается в спину, но она тёплая, и лежать на ней скорее приятно, чем нет.
Точечные и осязаемые описания здорово помогают прочувствовать момент вместе с героями.

Еще хочется отметить прекрасно поданный конфликт. Автор обозначил его в самом начале, подкидывал информацию по мере продвижения в тексте, и вот важное поворотное событие: неужели звезда — дракон, который может подарить жителям воду? Присутствует интрига, и когда мы узнаем, что это и в правду дракон — это удивляет. Автор нагнетает напряжение: получат ли жители волшебное спасение?
Мне нравится, как Черме отмечает, что дракон оказался маленький: хороший контраст ожидания-реальности, и очень здорово накладывается на идею, какой я ее увидела.

Далее происходит сцена, которая мне не до конца ясна, но я не могу сказать, что это недостаток, скорее мистическая неясность. Если автор хотел, чтобы читатель задавался в этот момент вопросами, значит все получилось. Дракон пробуждается, лишь упав на землю? Почему дракон дышит льдом? (Хотя это классный контраст, так как традиционно драконы дышат пламенем). А вот почему Черме так быстро его покинула, мне кажется не совсем обоснованно — на ее глазах развернулось такое чудо! Не создалось из истории впечатление, что Мва и таде с ней строги настолько, чтобы она в такой момент отправилась спать.

Наутро Черме просыпается, и ее захватило неведомое чудовище — холод. Мы узнаем, что весь город завален снегом, а ручьи заморожены.
Наверное, ему тяжело, ведь ей уже восемь, а он вовсе не такой высокий, как создания с копьями, которые живут у подножия горы или стоят возле входа в дом.
Перед высоким крыльцом уже толпятся создания — таде всегда берёт Черме с собой, когда они вот так все вместе приходят.
Раз создания, два создания… они разные? Не понятно :(
рассказывает Мхвант, брат-близнец Мвы, самый главный из высоких созданий
Черме и Мва тоже разные создания? В идеале это бы раскрыть в начале, когда происходила экспозиция героев.
Мне нравится некоторая недосказанность, добавляет реализма: город завалило, это с одной стороны проблема, но вроде как пострадавших нет… Событие воспринимается одновременно и как кризис, и как спасение: все же снег — это столь желанная вода.

Таде относит Черме в кабинет. Она говорит ему, что виновата в том, что произошло, так как попросила звезду о помощи. Вновь отсылка к связке с подслушанным разговором в начале и действий Черме: информация внутри работает друг с другом.

Однако таде не сердится. Он поясняет Черме, что драконы на небе и земле — не одно и то же.
— Эсар Кай — это древний-древний чародей, кузнец, который выковал Рассветное копьё.
Здорово, что мы узнаем о нем подробнее, и по логике сюжета это очень уместно. Но я бы добавила в начале интриги, чтобы читателю было прочитать эту информацию. Нам когда-то упомянули “какого-то Эсар Кая”, но очень уж вскользь. Конечно, ружья стоит развешивать незаметно, но также незаметно следует и вводить интригу, помещать в сознание читателя нужные для автора вопросы. А когда интрига разрешалась, возникало ощущение, что ожидание окупилось, а полученная информация — ценна.
И я бы интригующий момент связала с Рассветным копьем, а то это опять что-то новое… В конце “новое” должно давать ответы на заданные в начале вопросы, а не добавлять экспозиции.
— Он, конечно, говорил о совсем других звёздах. О тех, что создаём мы сами. Например, его звезда звалась Лиасси.
Мне очень понравилась раскрытие темы со звездами. Единственное, к таким важным для сюжета и конфликта моментам, я бы отсылала и в начале. Например, ярче показать, что для таде, не смотря на тяготы их непростой жизни, именно Черме дарит силы и надежду. Конечно, не прямым текстом, а через действие. В принципе мы считываем их душевную и теплую связь — так что достаточно было бы добавить чуть-чуть, и финальный разговор будет классно окупаться.
— А у Ламита, значит, нет звезды? Раз он не может дать нам воду…
Если честно, мне не хватило понимания, что это за Ламит и в чем его функция… не нужно разжевывать и раскрывать все карты, но я бы добавила, в чем его задача. Вроде говорилось, что Ламит мог бы дать воду, но не делает этого (по крайней мере так рассуждала Черме).
— Сейчас мы с тобой уберём зиму, а потом я отправлюсь в Лаш'Нери и привезу оттуда… хм-м… что-то, чем они свои пустыни орошают.
Если честно, не совсем понятно, как разрешились для героев их проблемы с водой. Немного “изниоткуда” и не связано с остальными событиями… Я бы добавила эту связь, например, в подслушанном разговоре таде и Ламита в начале забросить к этому удочку — как раз можно докрутить “функцию” Ламита, если он все же мог повлиять на проблему с такой стороны.
Раньше она думала, что зима — это красиво. Но если ценой этой красоты становятся холод и заваленные в собственных домах создания, то ну её, красоту.
Мне нравится линия “бойся своих желаний”. Не знаю, насколько я правильно разгадала замысел, но мне показалось, что именно это центральная идея истории.
Бегать по каменному полу босой обычно здорово — он приятно холодит ноги в жару.
Еще один классный пример, когда нам показывают обстоятельства через точечные ощущения, а не общие описания.
С копьём неудобно, и он бы быстрее один сходил, но почему-то несёт Черме с собой.
Ми-ми-ми :) Классно накладывается на идею. Вот нечто подобное я бы еще в начале добавила! Чтобы закольцевать.

Они с Черме поднимаются на крышу и таде, используя копье, растапливает снег. Если честно, это довольно внезапно… Чтобы подобные артефакты выстреливали в критический для сюжета момент, лучше с ними знакомить заранее. А когда артефакт для читателя новый — эффект не окупается. И становится не совсем понятен разговор таде и Мхванта: раз все было так просто — почему таде сразу ему не сообщил?
Эммел ар Гаро, повелитель Рассвета…
Вновь кто-то новый :)

Ну а финальный разговор просто чудесный, очень трогает эмоционально. Чувствуется связь с конфликтом, путь и довольно тонкая: мы понимаем вместе с героиней, что на самом деле важно.

Подытожим. Чем больше я всматривалась в текст, тем больше видела, насколько работа цельная и продуманная. Но чтобы это понять, пришлось вчитаться… И я все же переживаю, что что-то не поняла :)
Могу посоветовать поработать с акцентами: на что направляется внимание читателя — потому что здесь оно рассеивалось. Да-да, именно из-за обилия информации. А с ней что делать? Мне пока известно только два надежных способа: либо разбавлять текст действием, описаниями того, что уже знакомо, либо просто убирать понятия из истории.

Мне кажется важным обозначить такой общий момент. В подаче информации существует не две полярные грани: либо ничего не понятно, либо все разжевано. Это широкий спектр, а найти в нем баланс — то еще мастерство… В данной работе информация ближе к точке “непонятного”, но стоит подкрутить несколько винтиков, добавить фразу тут, фразу там — и все станет на свои места, оставляя простор для мистической недосказанности.

Хочется еще раз отметить способность автора рисовать обстановку, красиво и через действие показать героев и их связь друг с другом, вызвать эмоции у читателя. И мое любимое: “не говоря, говори” :) Мне история однозначно понравилась!

Спасибо еще раз Мряу Пушистая, что доверила свое творение на мое растерзание.

В следующий раз разбираем работу Zara Aangelburg: Почему Аватару нельзя жениться.
Приглашаю прочитать заранее и причинить автору добро комментарием, пока я до него не добралась! :D
13 декабря 2023
9 комментариев
M J Jason, Кэй Трин, EnniNova, Roxanne01, Chiarra, Яросса
Приглашаю на очередные разборки :)
(Если вы на меня подписаны - можно присоедениться к списку, чтобы получать уведомления о постах).
Спасибо за разбор! Мне наконец стало понятно, почему работа не зашла на конкурсе.
На самом деле у меня, как у автора, есть объяснение всем недосказанностям. Прежде всего, эта история была написана как одна большая экспозиция, чтобы обрисовать Черме и её мир, — поэтому, да, тут безумно много деталей и деталек, которые не работают в небольшом объёме. К тому же мне помешал её возраст — того же Ламита с её перспективы внятно не опишешь, Маэрден — тем более. Можно, конечно, пойти по тому же пути, как в случае с шоколадом, но в дедлайн я до этого не додумалась)
Надеюсь, было полезно :)
На самом деле у меня, как у автора, есть объяснение всем недосказанностям.
Не сомневаюсь :) Как я написала в разборе: я прочувствовала, что здесь много деталей не просто так. Но то, что знает автор, читателю недоступно, и немногим будет охота вчитываться и разбираться...

Мне лично помогает пробовать максимально смотреть на текст глазами читателя. Это точно не универсальная история, но я в какой-то мере пишу больше для читателя, чем для себя, мне пофиг на красоту деталей, если читатель не сможет их оценить. Конечно, я пишу только истории, которые мне нравятся, и которые я хочу рассказать, но стараюсь делать это в форме, которая зайдет именно читателю. Я точно не призываю писать именно так, но возможно, моя позиция подскажет некоторые нюансы, так как в своих работах я много внимания уделяю простоте и доступности текста :)
тому же мне помешал её возраст — того же Ламита с её перспективы внятно не опишешь, Маэрден — тем более. Можно, конечно, пойти по тому же пути, как в случае с шоколадом, но в дедлайн я до этого не додумалась)
Да, я понимаю, что текст дедлайнерский)) Как читатель делаю скидку, но в разборе я намеренно указываю на недостатки, чтобы можно было порассуждать с пользой для всех.
А объяснения точно можно придумать, если что - могу помочь :) Но, мне кажется, вам хорошо удается контекстная образность, и если просто обращать внимание на восприятие читателя к инфе, у вас все получится.
Показать полностью
Pauli Bal
Не сомневаюсь :) Как я написала в разборе: я прочувствовала, что здесь много деталей не просто так. Но то, что знает автор, читателю недоступно, и немногим будет охота вчитываться и разбираться...
Тут и при желании не разберёшься. Мне полное понимание выдала только матушка, но матушка в курсе черновиков))
Но, мне кажется, вам хорошо удается контекстная образность, и если просто обращать внимание на восприятие читателя к инфе, у вас все получится.
Как раз сейчас разбираюсь с читательским восприятием, ибо, кроме деталей, очень уважаю символизм и психоделику.
Собственно, мне твой разбор дал именно то, что надо. Ради структуры я б "В обратном направлении" принесла, он интереснее, с этой точки зрения.
Мряу Пушистая
Мне интересно разбирать разные истории! :) И я много внимания уделяю подаче информации читателю, так что твой рассказ прям очень классно подошел ;)
Яросса Онлайн
Как всегда разбор супер!
А я что-то почитала и разволновалась: а достаточно ли хорошо я умею рассказывать через действия?..

Это у тебя четвертый на очереди? А мой только восьмой...
Яросса
Спасибо!!!
Да вроде умеешь :) Ну, то есть когда не в лоб говоришь читателю, а когда конкретные и точечные действия, диалоги обрисовывают общий контекст. Вот как пример про шоколад в разборе - это нечто конкретное, но мы понимаем, в каких условиях живут герои. Здесь, правда описание, а не действие, но с действиями та же логика.
Это у тебя четвертый на очереди? А мой только восьмой...
Да, чаще не могу - написать такой разбор, это в среднем часа четыре)) Но я обязательно всех разберу ;) Может, если не будет мыслей для других постов, сделаю два подряд. Но я планирую чередовать, чтобы мозг тоже передыхал :)
Таб) Пока нет времени на активный дискурс, но читать могу
Roxanne01
Спасибо, что читаете!:) дискуссия уже как придётся ;)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть