↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Pauli Bal Онлайн
30 ноября 2023
Aa Aa
СЮЖЕТНЫЕ РАЗБОРКИ #1

Ну что, начинаем эксперимент :D

Бесстрашные авторы отправили свои работы на растерзание моему аналитическому умишке. Будем разбирать на примерах структуру сюжета, удачи и промахи, изучать и обсуждать.

Пожалуйста, если вы прочитали — дайте знать хотя бы лайком :) Вам не сложно, мне приятно. Ну а обратная связь меня очень замотивирует продолжать.

Без дисклеймера никак, буду его пихать и скрывать, чтобы глаза не мозолил.
Я не профессионал в этом деле, просто очень интересующийся. Я стараюсь развиваться и углублять свои знания, но они имеют свои лимиты, плюс субъективный взгляд никто не отменял. Поэтому всех приглашаю к дискуссии!
Цель разборов — изучать вместе построение сюжета истории. Иногда я буду докапываться даже до маленьких деталей, но это не делает историю плохой, моя цель — поделиться знаниями на живом примере. А идеальных историй не существует (я сама такие даже близко еще не написала :) ).

Первым подопытным моего анализа стала прекрасная Stasya R и ее чудеснейшая работа Странная.

Приглашаю перед прочтением разбора прочитать историю и поделиться со Stasya R отзывом ;) А потом исследовать ее вместе.

А исследовать есть что. В целом история хороша по структуре, очень многие аспекты получились супер удачно. Я много докапывалась до мелочей (в образовательных целях), а существенный недостаток нашла только один. Летс гоу.

Начинаем с начала — его разберу подробно, потому что тут есть много ценных моментов.

В подземелье темно и сыро. В нос ударяют запахи крыс и немытых человеческих тел. Когда распахивается решетка, кто-то шевелится внутри, но разглядеть невозможно. Огня бы сюда, огня! Оживить мрачные тени, заставить их плясать по щербатым каменным стенам, осветить эту обитель мучений для всех, ожидающих приговора.
История начинается с экспозиции места действия, причем очень удачно: не через сухое описание (“вот столб, а вот рояль”), а через сенсорику (запахи, звуки, физические ощущения, эмоциональные реакции). И сразу мы заходим в контраст, который настраивает на тему и конфликт: противостояние тьмы и света.
Грубые, шершавые руки толкают в спину, и Венделина падает на пол.
И сразу нам задают интригу: героиня попала в темницу. Как? Почему? За что? Наше внимание цепляется вопросами, и что самое важное, все понятно, кроме того, что по задумке автора быть понятным не должно — имеем пример грамотного введения в завязку сюжета.
— Вот тебе, зубоскалка, за твои фокусы! — раздается над ухом хриплый мужской голос. Добрый христианин, считающий женщин дьявольским отродьем, выплевывает слова, будто они — ядовитые насекомые, случайно залетевшие в рот.
Образ одного из представителей стороны антагонистов, поданный с классным контрастом.
Посидишь, подумаешь, каково это — невинных людей дурачить колдовскими чарами. А если не образумишься — отдам городским властям, они страсть как любят жечь таких красивых и отчаянных! Сожгут тебя, рыжая, как миленькую, помяни мое слово. Не посмотрят на то, что ты ведьма и огня не боишься!
Четыре предложения, в которых мы имеем: что сделала героиня, за что ее сажают в темницу, в каком мире живут герои, какая там “политика партии”, какие героиню ожидают последствия, во что верит этот мужчина как представителя общества, где обитают герои. Да еще и о внешности героини кое-что узнали. И это все в органичной, легко воспринимаемой речи. И не нужно никаких: “в этом мире никто не любил ведьм, их отлавливали власти…” или “у нее были рыжие волосы…” и т.д. Вуяля, пример шикарной экспозиции: у читателя нет ощущения, что на его голову вывалили тонну инфы, а тем не менее он столько всего узнал.
— А чего сам не сжег, святой отец?
Далее нас знакомят с героиней и ее тюремщиком, но, опять же, не через сухое описание автора, а через органичный диалог.
Заключенная с вызовом разглядывает стоящего перед ней монаха в строгой серой мантии с крестом на широкой груди, словно не он имеет над нею власть, а она — над ним.
Это формирует отношение автора к герою (и читателя вместе с ним): мы ей восхищаемся, она сильнее своего мучителя, она стойкая, яркая… и странная. Очередная загадка, которую хочется разгадать.
— Дура… странная… Как смеешь ты хулить бога? — зло цедит монах сквозь стиснутые зубы и резко разворачивается, чтобы уйти.
— Этот тот бог, что любовно принимает ваши огненные жертвоприношения? — кричит Венделина вслед, но монах больше не слушает. Пылающий факел исчезает, осветив на прощание грязные ступени, и ее пожирает тьма. — Или есть другой бог, о котором я не знаю?
— Есть…
Нам задают конфликт: столкновение бобра с ослом :) Обозначаются стороны, которые будут бороться в истории, и кто с какой стороны находится.
…— Есть.
Тихий, но уверенный женский голос доносится из глубины темницы. 
Здесь, я бы сказала, завязка подходит к своей “кульминации”: первому поворотному событию, хотя эта часть, на мой взгляд не на сто процентов гладкая.
Мы узнаем, то Венделина действительно ведьма (автор, кстати, удачно добавил отсылки к Поттериане).
В подземелье трое узников, кроме нее. Морщинистая, седая старуха в лохмотьях — полная и неповоротливая, как тетушка Берти, что живет в Уэльсе, неподалеку от родового гнезда Венделины. Развязная черноволосая девица с голыми плечами и улыбкой во все лицо, давно не мытое, в запекшейся крови. Худая и бледная молодая женщина, шепчущая что-то неразборчивое и осеняющая себя крестным знамением. Черты заостренные, глаза огромные и прозрачные — с таких лиц, наверное, иконы пишут.
Вот здесь пример экспозиции, которая чуть хуже удалась, чем до этого. С точки зрения текста все супер, но я, признаюсь, не запомнила персонажей из этого абзаца, и когда они дальше общались — образы не складывались. Да, тут дело во внимательности и памяти (она у меня отстойная), возможно, другой читатель сразу нарисует их в своем воображении. Но почему я считаю эту экспозицию слабее: мы имеет перечисление фактов подряд (и еще запутывающая отсылка к тетушке затесалась), а не незаметное их введение в историю. Как это можно было бы написать по другому: “В подземелье трое узников: старуха и две девицы…”, чтобы этот факт зафиксировался, а потом постепенно наслаивание другой информации. Да, это непросто :) Поэтому текст не плох, но вот такое возникло наблюдение. Плюс там еще путаница: то нам говорят, что вторая девица вся в крови, а потом, что Эмилии кровь, — смешиваются образы.
В этом мире грешно любить, Венди. Имей в виду, если сильно захочется.
Пополнение копилочки конфликта.
Думаю, что очень скоро ты погибнешь за истинную веру, Эми
Я вижу, здесь четкое обозначение сердцевины конфликта: одна стороны запрещает другой истинную веру. Каждый считает, что их истинная вера — самая истинная, только одна сторона имеет власть и силу, а вторая борется за существование.
Но все же этот кусочек оставляет вопросы: что за Боги, в чем их разница? Мы видим противоборство сторон, но не понимаем, в чем именно оно заключается. Конечно, в начале не нужно раскрывать все карты, но здесь я бы капельку добавила, а то ощущение общих слов без конкретики.

Задача завязки: познакомить с героями, их миром и обстоятельствами, обозначить конфликт, который запустит все дальнейшее действие, а также запустить драматическую ситуацию (то есть героям что-то угрожает, им нужно искать выход). Здесь лично мне не совсем хватило ставок: Венделине вроде как вообще ничего не угрожает. А вот остальным да — я бы, может, добавила, что они ожидают расправы в конкретное время, желательно ближайшее, например, завтра. Навесить угрозу :)

Дальше идем в основное действие.
— Сегодня ты не умрешь, рыжая. Будешь смотреть, как горят твои подружки, и наслаждаться.
Вот оно, поворотное событие, которого так не хватало в завязке :) Оно хорошо, но структурно я бы его чуть сместила пораньше. В идеале до “ *** ”.
Ей становится жаль, что без волшебной палочки она имеет власть лишь над огнем, и то если он находится в непосредственной близости.
Вот малюсенький пример запоздалой экспозиции. Информацию лучше вводить не в критический момент, а заранее, чтобы в критическом моменте она уже имела вес, а не была новой. И, кстати, она в темнице вроде зажгла огонь из ниоткуда, а тут он нужен поблизости — не до конца ясно, как работают ее способности.
И она вспоминает еще один свой дар — метаморфомагию.
В копилку запоздалой информации. Это “Бог из машины”, а лучше, когда оно работает как “чеховское ружье” ;)

Сцена на площади очень драматична, круто написано. Мне нравится, что есть попытки спасти женщин, есть надежда, есть неожиданный поворот (Эмилия не погибает от огня), есть хук на будущее.

Следующая часть начинается неожиданно и не совсем понятно — но и в данном случае это задумка автора, а не промах. Мы понимаем, что Венделина начинает регулярно гореть на кострах по собственному желанию, но не совсем понимаем почему. Еще мы понимаем, что это связано со сценой инквизиции — именно она дала героине мотивацию к самосожжению, но связь еще неочевидна. Вот хороший пример, когда и детали есть, и карты не все раскрыты.

Дальше мы узнаем еще одну интересную подробность: погибают узники. Кто-то их убивает, чтобы они не страдали. Конечно, мы подозреваем Венделину, ведь она увидела страдания людей, возможно, она теперь решила от них избавлять. Это ее своеобразный и противоречивый способ бороться со злом. Возникает сомнение в моральной стороне вопроса, однако ситуация не до конца ясна, хочется разобраться, что же все-таки происходит. Действительно ли Венделина сумасшедшая, которая убивает людей под прикрытием праведности, или есть детали, которые мы еще не знаем?

С точки зрения логики, кстати, не может не возникнуть вопрос, чего это они ее жгли столько раз, а не отрубили голову или попытались убить другим способом? Можно списать на желание устроить представление для толпы, но этого объяснения не хватает.

Итак, у нас кульминация — Венделину пытаются сжечь в очередной раз. Но и здесь не хватает ставок, хотя интрига относительно погибших узников держит. В чем ее недостаток: она информационная, а не событийная.
— Она их не убивала, милорд, — чуть не плача, твердит юноша и, сделав паузу, добавляет: — Она их спасла!
Кульминация движется к развязке, и если честно, очень здесь не хватает “вау” эффекта. В такие моменты хочется получить: ах вот как оно было! А здесь просто: не убивала. Но читатель и так до этого догадывался, отсутствует вотэтоповорот.
«Мой последний костер», — думает она, слабо улыбаясь.
Не хватило “почему так”. Это могло бы стать той самой ставкой для героини, раз огонь ее не берет, подведение черты, завершение миссии, но здесь опять голый факт без подводки.

Концовка оставляет больше вопросов, чем ответов, но история — часть серии, так что частично это оправдано. Мне лично ответов все же не хватило, чтобы история воспринималась идеально цельно. Не хватило понимания, что произошло с узниками, или хотя бы почему Венделина брала на себя их огонь. Она там кого-то путала, но по факту все знали, что узников убили — в чем была ее путаница? И не нужно все разжевывать, недосказанность может остаться очень красивой, но в этой сюжетной линии не хватило деталей для этой красоты.
Еще не понятно, что за путь ее ждет и почему она завершила свое дело — видимо, это раскрывается в дальнейших частях, но опять не хватает детальки, чтобы это превратилось в интригу, а не осталось с мыслями “не понятно”.

Какой итог: история очень красивая, прекрасно написана, она держит интерес читателя интригами, конфликтом и классной героиней. Прекрасная экспозиция мест действия и персонажей (пусть я и придралась в начале).
Что я бы добавила: чуть четче прописать стороны конфликта, чуть добавить ставок для героини и чуть больше дать понимание об итогах. Да, именно чуть — не разжевать и положить в рот. Все это не промахи автора, а моменты, которые можно было бы шлифануть. А вот единственный недостаток сюжета, который я считаю значимым — это отсутствие в кульминации катарсиса :) Что такое интересно героиня сделала, что она не просто невиновна, а еще и спасала людей.

Вот такие штуки я увидела в истории. Еще из общего: прекрасно, что фик подвязан к канону, очень здорово, когда идея имеет корни — это раз. Два — идея самостоятельная и закольцованная (не смотря на мои придирки). Поэтому мы имеем и фик, и полноценный рассказ.

Еще момент, который скорее вкусовщина, но я люблю, когда история легко заходит и не приходится продираться через текст — здесь круто получилось. Текст одновременно несложный, но очень образный и красочный, читать одно удовольствие.

Конечно, я не обгладывала каждую косточку (а то мы бы с ума сошли), остановилась и на частных моментах, и общих, которые мне показались важными или интересными.

Спасибо огромное, Stasya R, что разрешила разобрать свою историю, она правда крутая (мало ли что в этих интырнетах всякие разборщики пишут).

Если вы прочитали мой опус, буду очень рада вашей обратной связи, мыслям, пожеланиям, предложениям!
30 ноября 2023
20 комментариев из 23
Pauli Bal Онлайн
NAD
Спасибо огромное за такую высокую оценку! Я старалась максимально объективно разбирать... но объективно понимаю, что это все субъективно :) Уверена, кто-то со мной не согласится. Но в любом случае, цель разборов - поделиться принципами построения истории, даже если я конкретный пример приведу спорный или неудачный, принципы интересно обсудить.
Stasya R Онлайн
Pauli Bal
Нет, мне совсем не больно. К критике отношусь спокойно, особенно если она без наездов и переходов на личности.
Даж не представляю, что бы у меня вышло в ином случае...
Наверное, то же, что и у меня)

Кстати, я забыла уточнить: работы в серии не связаны друг с другом.
Pauli Bal
Мне вообще нравится читать твои посты про уроки писательского мастерства. Во-первых, это познавательно, хотя я вообще ни разу не профи, а самоучка и никогда не задумывалась над такими вещами как план или структура. А надо бы иногда. Во-вторых, ты то самое новое поколение и свежая струя воздуха, которая принесла на ффми свежесть. Тавтология, но я туплю, устала сегодня. Прекрасно, что приходит такая замечательная молодёжь. Не всё ещё потеряно.
Pauli Bal Онлайн
Кстати, я забыла уточнить: работы в серии не связаны друг с другом.
Значит все-таки обоснуя не хватило :) Но все равно есть ощущение красоты от истории. И некоторая хаотичность ей идет - такая вот героиня.
Наверное, то же, что и у меня)
Не с моим навыком писательства))) Я вначале каждое предложение выгрызала и вымучивала - только благодаря мониманию, что именно мне нужно сказать, что именно сказать о месте, о героях, куда направить действие - оно складывалось.
Pauli Bal Онлайн
хотя я вообще ни разу не профи, а самоучка и никогда не задумывалась над такими вещами как план или структура
Ну так и я максимально самоучка! :) Не считая курса по основам драматурнии у универе, но это не моя спец. так что было чисто для общего развития.
Спасибо за такие поддерживающие слова! :)
Главное, продолжать и работы писать :D
Мне кажется, тут надо ещё учитывать, насколько текст эмоционален - и со стороны автора, и со стороны читателя. Это отличный именно эмоциональный текст, написанный по наитию, возможно, на волне вдохновения, эмоциональный поток, где во главе угла воздействие и эмоции, кмк. В таких текстах всегда проседают мелкие детали, связанные с логикой происходящего. Точнее, они просачиваются в текст для усиления воздействия, но если убрать полностью эмоциональный фактор (что невозможно практически) - эти детали могут оказаться совершенно алогичными. Как в случае с палочкой и самовызовом огня, упоминанием городской стражи итд.
Это не плохо и не хорошо, просто эмоции соединяют эти детали и заставляют пренебречь их алогичностью. Они нерелевантны.
Stasya R Онлайн
Кэй Трин
Это отличный именно эмоциональный текст, написанный по наитию, возможно, на волне вдохновения, эмоциональный поток, где во главе угла воздействие и эмоции, кмк.
Вы правы, текст именно так и был написан. Я даже смутно помню, все как в тумане происходило)) Спасибо вам!
Pauli Bal Онлайн
Кэй Трин
Поэтому я и просила авторов самим предлагать тексты:) Я разбирала отдельно структуру, чтобы поговорить о теории, рассмотреть приемы на реальных примерах.

А согласна я лишь отчасти. Если говорить безотносительно обзора, мне нравится смотреть на произведение как на комплекс (я вроде про это же писала под предыдущим постом :) ). То есть если одни эмоции - мне лично этого не хватит. Конечно, если одна схема - будет сухо.
Мне не нравится оправдание, забью ка я на логику, потому что тут правят эмоции))) я не эмоциональный читатель. Но я понимаю, что читатели разные, так что…

Вообще спасибо за коммент, мне будет интересно узнать про формат обзора, может, в следующий раз я добавлю/убавлю. Эмоции действительно занимают важное место в данном тексте, хотя я кое-где писала, как именно он воздействует на читателя через сюжет. Пока не знаю, как можно затрагивать эту составляющую, чтобы было более-менее объективно, но я подумаю))
Stasya R
Вот! Значит он больше про образы и поэзию, поэтому и ценен ими. И для автора, и для читателя.
Pauli Bal Онлайн
Кэй Трин
Текст много чем ценен. Я еще фактически ничего не скзала о слоге и стиле)) А с этим там все просто прекрасно.
Pauli Bal
Да, без сомнений, я просто никак не могу сформулировать, какие критерии можно применять к различным текстам. Драматургия как построение сюжета тоже должна быть завязана на авторскую интенцию (как мы ее видим из текста) и жанр текста. Но как это связать - никак не формулируется.
Pauli Bal Онлайн
Кэй Трин
Драматургия как построение сюжета тоже должна быть завязана на авторскую интенцию (как мы ее видим из текста) и жанр текста. Но как это связать - никак не формулируется.
Не знаю, на самом деле в том и прикол, что принципы одни и те же. Наверное, их комбинация и уместное использование - вот где мастерство :)
Pauli Bal Онлайн
Кэй Трин
Есть, кстати, такое понятие как "драматическое допущение" - это когда в угоду истории мы пренебрегаем то логикой, то законами физики :)
Вот Роулинг яркий тому пример: сколько проколов в законах ее мира, и насколько интересно читать ее книги.
Те моменты, к которым я придралась в обзоре, я лично не отнесу к допущениям. Допущение простительно тогда, когда оно делает историю явно лучше, жертва должна быть оправдана.
Pauli Bal
Ну мне как раз у Роулинг ничего допущением не кажется, а именно что "автор не особо заморачивался скучным, потому что жанр как бы подталкивает читателя к заполнению лакун из известных ему шаблонов, а если не заполняется, то и ладно"

принципы одни и те же
Глобально да, конфликт-кульминация-завязка - вроде как везде есть, но если смотреть на поток сознания, там совсем другое, структурно и композиционно, плюс оно может выстроиться в единую картину, а может и нет, там главное может быть ключевая идея, которая еще и сразу в руки не дастся. Сюжетные произведения - скорее, да, принципы могут быть одинаковыми, но вот какой-то открытый финал - может быть приемом, а может быть просто крючком для читателя, так как там продолжение серии)
Pauli Bal Онлайн
Ну мне как раз у Роулинг ничего допущением не кажется, а именно что "автор не особо заморачивался скучным, потому что жанр как бы подталкивает читателя к заполнению лакун из известных ему шаблонов, а если не заполняется, то и ладно"
Не думаю, что мы про одно и то же говорим. Прямо сейчас лень искать примеры, но можно будет позже обсудить, на самом деле, так как у Роулинг есть что разобрать по этой теме.
если смотреть на поток сознания, там совсем другое, структурно и композиционно, плюс оно может выстроиться в единую картину, а может и нет, там главное может быть ключевая идея, которая еще и сразу в руки не дастся.
Ну я именно про сюжеты говорю. Сто раз повторила уже: Я ПРО ПОСТРОЕНИЕ СЮЖЕТА :D
Поток сознания можно по приколу разобрать, там тоже будут структурные элементы. Но если мы говорим про сюжет, мы говорим про персонжей, конфликт между ними, и действие, которое рождается из конфликта. Как ни крути, большинство работ на том же фанфиксе - сюжетные истории, поэтому, мне кажется, это интересно обсудить (кому интересно).
принципы могут быть одинаковыми, но вот какой-то открытый финал - может быть приемом, а может быть просто крючком для читателя, так как там продолжение серии
Это я и имела в виду, когда говорила:
принципы одни и те же. Наверное, их комбинация и уместное использование - вот где мастерство
Показать полностью
Pauli Bal
Да я не спорю, мне интересно посмотреть со всех сторон.

Но флафф не строится на конфликте же?
Pauli Bal Онлайн
Кэй Трин
Не встречала я еще сюжет без конфликта :) Он же может быть внутренний. Разве во флаффе не встречается часто троп hurt/comfort? Я не очень много читала флафф, так что если подкинете пример - мне будет интересно :)
Ну и я не говорю про маленькие зарисовки, миссинги - это едва ли можно называть сюжетной историей. И разумеется, все-все имеет право на существование, особенно если оно дарит кому-то эмоции.
Pauli Bal
Я просто очень мало флаффа читала:) он обычно как раз мини, поищу;)

, все-все имеет право на существование, особенно если оно дарит кому-то эмоции.
Согласна;)
Шикарный разбор!
Pauli Bal Онлайн
Яросса
Спасибо! ❤️ Планирую следующий сегодня выложить:)
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть