↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Полярная сова
9 сентября 2023
Aa Aa
#классика #книги #Джейн_Остин #длиннопост

А давненько я не писала о своей любимой Джейн Остин. Вот два предыдущих моих поста про неё: "О её творчестве в целом" и "О чем романы? О поиске идеальной любви, свадьбах или о деньгах".
Тема моего сегодняшнего поста: "Как в начале XIX века Джейн Остин написала роман про антигероиню, но никто не оценил".

Сразу оговорюсь, что я не филолог и тем более не специалист по творчеству несравненной мисс Остин, мои размышления - это всего лишь размышления читателя-дилетанта и горячей поклонницы.
Итак, "Эмма" - роман периода зрелого творчества Джейн Остин. Его первый тираж (2 тыс.) так и не был распродан. Впрочем, он удостоился нескольких хвалебных рецензий, автором одной из них стал сам Вальтер Скотт, так что с обобщением "никто не оценил" я, пожалуй, погорячилась. Но в целом, роман не был популярен ни тогда, и даже сейчас отношение к нему не столь однозначное, как к тому же роману "Гордость и предубеждение".
"Эмма" отличается тем, что книга весьма солидная по объему, весьма неспешная (даже для Остин) по атмосфере и, конечно, главной героиней. О именно о ней мне чаще всего встречались отзывы читателей в духе: "Ну как же она меня раздражала!" И это в современном мире, когда в каждой второй книге мы встречаем антигероев и даже откровенных злодеев, и никто не удивится, встретив роман, написанный от лица маньяка, например :)
Что уж говорить об эпохе двухсотлетней давности!

Забавно, что, во-первых, Остин отлично знала, какой образ создает, как-то она написала: "Я намерена выбрать героиню, которая не понравится никому, кроме меня самой".
И впрямь, её первые читатели, включая членов семьи, остались не в восторге от Эммы, а любимая племянница самой Остин Фанни Найт Эмму попросту "не выносила". Однако, надо отметить, что хотя и сейчас отношение читателей к Эмме спорное, становится больше тех, кто её любит. А я отношусь именно к таким, в моем сердце из всех остиновских героинь она уступает лишь обожаемой Лиззи Беннет, к-ой равных нет и не может быть! Остин бросила вызов обществу, написав такую героиню, как Эмма. Описывая свои разговоры, Остин забавлялась, когда кто-то верил в совершенных юных леди. Она ценила людей живых и настоящих - пусть и порою противоречивых и совершающих ошибки, и не всегда поступающих правильно, а уж тем более чувствующих правильно.
Конечно, вызов Остин, как и всё, что она делала, был тонким и интеллигентным, это не было откровенной провокацией времен литераторов XX века, разве что завуалированной весьма...

А во-вторых, в этом романе мы видим вторую насмешку от королевы английского сарказма - мисс Остин: ведь в истории есть совершенно идеальная, в духе времени, героиня: умная, прекрасная, талантливая, возвышенная и с непростою судьбой... Но гениальная Джейн делает эту умницу и красавицу по имени Джейн Фэрфакс героиней второго плана... едва ли не антагонисткой, а девушку, которой в любом бы другом произведении отдали роль соперницы, главной и заглавной героиней.
И вновь Остин с потрясающим умением предвосхитила тенденции будущего. Конечно, Эмма - совсем не злодейка и в целом-то неплохой и даже, рискну сказать, хороший человек... но до идеала ей далеко.
Осмелюсь тут высказать свое личное мнение: но как же ярко и живо она смотрится на фоне правильных и (да простят мне их поклонники) блеклых героинь "Мэнсфилд-парка" и "Доводов рассудка"!

Итак, у нас есть две героини:
Эмма богата, красива, здорова, из самой почтенной семьи их провинциального круга. Эмма отнюдь неглупа, но при этом порою совершает откровенные глупости. Она снобка, хотя периодически пытается с этим бороться, она не лишена капризности и самодовольства. Темпераментна и остра на язык. И явно считает, что вправе играть судьбами людей... в чем впоследствии раскаивается. Эмма настоящая! Она по-своему добрая, заботливая и любящая. Но какой могла вырасти молодая девушка, которую все считали бесспорной королевой общества и в окрестностях, и в собственной семье? У неё нет матери. А хотя её бывшая гувернантка - прекраснейшая женщина, к-ая воспитывала её, как родную. Всё же она вряд ли имела такую власть над ней, как имела бы настоящая мать. Её горячо любимый и любящий отец - скорее старый ребенок, о к-ом именно сама Эмма заботится. Эмма не хочет замуж и не горит желанием рожать детей. Легкий флирт ей импонирует больше, чем мечты о страстной любви из романов.
Эмме ничего не грозит - её положение в обществе и состояние непоколебимо, у неё есть свобода и близкие люди, а также привлекательность, способности и здоровье. Может быть именно поэтому Эмма так настойчиво и ищет, к чему бы приложить свои немалые силы? И ввязывается в историю с попыткой устроить брак Гарриет Смит.

Джейн Фэрфакс также красива (но иною - тонкой, почти болезненной... очень романтичной красотою, в отличие от здоровой красоты Эммы), умна, благовоспитанна и явно очень талантлива. Джейн бедна и вынуждена в скором времени, несмотря на слабое здоровье, стать гувернанткой. Кстати, это единственная героиня Остин, чье положение настолько отчаянное, что ей придется зарабатывать себе на кусок хлеба. Как бы не были скромны средства героинь других романов Остин, у них всё же есть средства, пусть и скудные, но есть. Даже Фанни Прайс (почти золушка) - компаньонка собственной родной тетки. Ей не грозит, как Джейн, лишиться места работы и остаться практически на улице.
А еще Джейн
тайно помолвлена с мужчиной, к-ый не может жениться на ней. И лишь смерть его тираничной тетки развязывает ему руки. Чем не настоящая история главной героини? Не чета Эмме, у к-ой всё гладко и спокойно xD

С другой стороны, на фоне куда более энергичных романов "Гордость и предубеждение" и "Чувство и чувствительность" более раннего периода творчества, роман "Эмма" многим кажется скучноватым и затянутым. И я тут изначально не была исключением. При первом прочтении он меня в целом не слишком впечатлил именно по этой причине. Но когда я стала его перечитывать - изумительная, почти ювелирная тонкость открылась мне в этой будничности, доведенной до апогея, в этих бесчисленных, почти неуловимых полутонах. Фирменный сарказм Остин тут столь изыскан, что в него надо вчитываться, чтобы осознать. И никакой! Ни малейшей однозначности! Темное и белое не просто меняются местами, они исчезают... абсолютно и полностью, сливаясь в поток оттенков.
Скотт хвалил "Эмму" как абсолютно новую форму романа, который "вместо роскошных сцен мира воображаемого" отличается "точным и потрясающим изображением того, что каждый день происходит рядом с читателем".
Увы, видимо, в многом подобное новаторство и сыграло роману в минус - уж слишком он был не похож на другие романы того времени. Но мы в современном мире можем оценить и неоднозначную героиню, соперница к-ой идеальна, и очарование реализма будничности, и прелесть подлинного психологизма.

Я знаю, что есть роман (по сути опубликованный фанфик) от лица Джейн Фэрфакс. С одной стороны, это очень интересно прочесть... но с другой, главная героиня, такая как Джейн Фэрфакс, это же так очевидно, так что не шаг ли это назад? После новаторства Остин во времена, когда еще не существовало никакого постмодернизма.
9 сентября 2023
5 комментариев из 39 (показать все)
jestanka, про полковника Брэндона - ну, почему бы и не влюбляться ему в пылко-мечтательных красавиц? В любом случае, эмоциональность и возвышенные взгляды на жизнь - лучше, чем расчётливость и тупость, каких в обществе было полным-полно.

И я бы не сказала, что Марианна "кисейно-воздушная нимфа", скорее наоборот. У неё было своё мнение, она его отстаивала, не боясь чужого осуждения, ставила принципы выше условностей, ошиблась, набила шишек, признала свою неправоту и изменила поведение. Она не слабохарактерная и не безвольная, даже не особенно изнеженная. Просто взгляды на жизнь у неё были своеобразные, с преувеличениями и странностями, ну так это она по юности дурила, с кем не бывает. Элинор умела держать себя в руках и смотреть на вещи реалистично, но когда дело доходило до её любимого Эдварда, то благоразумие ей тоже отказывало, она находила ему оправдания и до последнего надеялась на чудо)

А я Брэндона с Элинор никогда не шипперила, несмотря на все намёки миссис Дженнингс - мне кажется, у них с полковником быстро сложились прямо-таки братские отношения) Хотя в других обстоятельствах, может, они и сошлись бы характерами хорошо, и любовь была бы. И, кстати, чувства и страсти там у всех были сильные, просто что полковник, что Элинор не проявляли их так бурно, как некоторые)

А что Брэндон не пытался отбить Марианну у Уиллоби, когда тот за ней ухаживал... ну так к тому моменту, как Уиллоби появился на горизонте, Марианна не была "его женщиной", полковник прекрасно понимал, что ему тут надеяться не на что. Правильно делал, что не унижался, не ставил себя и саму Марианну в глупое и смешное положение.

А Уиллоби таки злодей без особых оправданий. Думаю, Марианну он не соблазнил только потому, что случая не представилось, а его поведение с ней по тем временам было равносильно обещанию жениться. В "Нортенгере" Генри Тилни не так показно ухаживал за Кэтрин, однако считал себя связанным с ней.
А если бы Уиллоби так не бегал за Марианной, не подыгрывал и не поддакивал, и она бы не размечталась, и окружающие не считали бы их парой. Это не Кэролайн Бингли, которая обхаживала Дарси, несмотря на его равнодушие. Вот Кэролайн действительно сама выдумала и сама обиделась, когда он на Лиззи женился)

А про Элизу-младшую - что она якобы такая глупая и "сама виновата", это мы только от Уиллоби слышали, а он так себе источник информации. Конечно, рассказывая Элинор о своей интрижке с Элизой, он пытался себя обелить, мол, девица чуть ли не сама его похитила. И если он не был особенно влюблён в Элизу, а соблазнил её так, со скуки, потому что она сама проявляла к нему интерес - это его с ещё худшей стороны показывает.
Показать полностью
мисс Элинор
В отношении оригинала, особенно книги, все так.
Я написала, как можно вывернуть ситуации для фанфиков))).
jestanka, а для фанфиков-то да, можно! Хм... а если современное АУ? ))
Ой, тут было такое шикарное обсуждение)) А я всё с реалом своим пропустила...
мисс Элинор, интересное сравнение Рочестера с Брендоном - очень неочевидное. Но ведь действительно много общего.
Мне тоже не казались старостью, я вообще в те годы была влюблена в Хабенского, к-му как раз было тридцать с хвостиком :)
Так что полковник показался мне скорее не старым, а каким-то слишком уж неярким.

Viola ambigua, возможно - очень может быть, что вы правы, к несчастью для Джейн)) Но всё же слабое здоровье не способно разрушить брак в то время, а вот лишить работы и средств к существованию - вполне.

jestanka, пейринг Брендон/Элинор, конечно, интересный. Но, имхо, уж слишком они похожи во многом.
Не зря Брендона и тянуло на пылких, романтичных девиц - для равновесия.
А про Уиллоби - он вел себя так, что все были уверена, что помолвка - вопрос недолгого времени. Конечно, Марианна тоже там дров наломала, но большая часть ответственности лежит на нем, как на лице, у к-го было больше прав и больше власти. Аналогично и с воспитанницей полковника.

jestanka, мисс Элинор, а что вы там нашаманили с современным АУ? Мне очень интересно))
Показать полностью
Полярная сова, а мы с АУ ничего ещё не нашаманили, это я так - бросила мысль в пространство)
И вот оказывается и правда, обстоятельства у Рочестера и Брэндона похожие - а характеры разные. И, кстати, оба влюбились в юных девушек, причём весьма незаурядных. Марианна, конечно, красивая, любимая семьей и очень уверенная в себе, а Джейн некрасива и одинока, но у неё тоже был огонёк - в том числе талант художественный, любовь к книгам и красивым фантазиям (как она всяких фей рисовала))
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть