↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
24 мая 2015
Aa Aa
Герои и парафрения
Про литературу, Лукьяненко и Карла Густава Юнга
(Часть первая)

Если сейчас залезть в гугл и набрать "парафрения это...", то результат будет очень печальным. Везде новая классификация и скучная количественная информация, которая сводится к тому, что парафрения = шизофрения, только мощнее.
На деле оно не так, а вернее - не совсем так. Парафрения обладает довольно специфической картиной проявлений, которую, кстати сказать, можно обнаружить не только в психушке, но и в... литературе! Причём окончательным парафреником обычно будет как раз главный герой. А теперь поподробнее...

1. Каламбур о Свете и Тьме
Парафрения - прежде всего, чёрно-белая картина мира. Всё делится на порядок и хаос, добрых и злых, "светлых и тёмных" (что использовал в своих "Дозорах" Лукьяненко). И эти две противоположности не могут примириться никогда. Вообще никогда, потому что они противоположности. Особого напряжения парафреническому миру добавляет то, что граница между светом и тьмой может проходить не только по партиям, народам и отдельным людям, а по сердцу/душе/сознанию каждого.
Вы скажете - да каждый второй так думает. Религии на этом строятся, на войну с этим лозунгом ходят. Верно. В основе каждой религии и почти каждой идеологии лежит парафреническое убеждение.
В конце концов, "все мы чуть-чуть не в своём уме", надо только постепенно эту тему раскачать и усилить. Ну и первый импульс индивидуального креатива нужен. Но здесь всё проще - да простят меня ультрарелигиозные товарищи, но у истоков любой религии стоит парафреник. Почему им удаётся сделать индивидуальную картину мира - всеобщей? Об этом см. пункт 8.
Аналог в литературе: Фэнтези и фикшен - по определению мир "плохих и хороших". Причём разница между ними сразу не видна. Кажется, что они занимаются одним и тем же, но при этом - враждуют, да... потому они разные. Как в Кин-дза-дза про пацаков и чатлан: "Это что, национальность такая? - Скрипач, ты что дальтоник? Здесь зелёная лампочка загорается, а тут оранжевая!"
Если плохие - уж слишком плохие, а хорошие - до омерзения хорошие, то книжку писал не потенциальный парафреник, а обычный параноик или, того хуже, нормальный человек. Парафренический же мир раскрывает свои секреты постепенно. Чаще всего разница - это выбор. Некий "критический императив", хотя не обязательно кантовский. Какая-то маленькая, но существенная штучка, которая заставляет в показательной ситуации плохих идти в одну сторону, а хороших - в другую.

2. Количество и качество или "Слава великим ежам!"
Говоря, что парафрения - шизофрения в квадрате, забывают упомянуть, что количество переходит в качество.
Шизофреник подозревают, что за ним следят, чувствует себя беспомощным и страдает от чужого воздействия. Он меланхоличен и окутан чувством вины, но при этом вины приглушённой и неясной, т.к. он не осознаёт себя свободным. А нет свободы, нет и виновности.
Когда у человека происходит криз, знаменующий переход шизофрении в парафрению, его настроение резко меняется и становится приподнятым, оптимистичным, деятельным и умеренно агрессивным. Почему? Да потому что теперь он считает, что пережитое испытание даёт ему ту силу, которая раньше была у его гипотетических мучителей! И... правильно, теперь он им наваляет со всей пролетарской суровостью.
Если шизофреник воспринимает пришельцев, КГБ, массонов и прочую ботву в качестве нестерпимого давления превосходящих сил, то парафреник потирает руки в глубоком убеждении, что один в поле - не только воин, но и смертельная опасность. Парафреник - из тех, кто может выйти против танков с двустволкой и воплем "Ну что, попались!" Он уверен в своих силах и непрерывно упорот.
Правда, при этом страдает припадками гиперответственности, поскольку обезличенная вина шизофреника из прошлого пункта никуда от него не девается, а отмазки вроде "ну что я мог сделать" у него уже нет. Вину парафреник подавляет просто и незатейливо - разыскивая врагов и устраивая им разнос.
В литературе:
1) Испытание
Все читали книги, где герою, чтобы перейти из одного состояния в другое надо пережить что-то неприятное? Даже в сказке Иванушка должен прыгнуть в котёл с кипящим молоком. Без этого ему принцем не стать.
Это и есть метафора криза между шизофреническим и парафреническим состоянием.
Многие читали/смотрели вещи, где испытание было у героя в прошлом. С одной стороны, он считает, что себе нынешнему он обязан именно этим испытанием, с другой - вряд ли пожелает его другому, с третьей - относится к созданиям, не пережившим подобного с плохо скрываемой снисходительностью. Они не знают того, что знает он, у них не было его опыта.
2) Один против ветра.
В одном из предыдущих постов я касалась темы "Избранного" и, в особенности, "Последнего из..." - живучей заразы, которая умудряется выживать и мстить врагам, хотя другой на его месте уже 100500 раз бы загнулся. В пределе 60% героев, с успехом обыгрывающих превосходящие силы противника - по сути парафреники. А кто они при этом: Ведьмак или Гендальф, Джек-Воробей или Госпожа Ветровоск - значения не имеет.

3. Мы мирные люди, но наш бронепоезд...
Если предыдущий пункт нарисовал перед вашими глазами образ маньяка-милитариста, то расслабьтесь. Парафреники, как и любые шизоиды, шизофреники, люди с синдромом Аспергера и другие примкнувшие - патологически неагрессивны.
Они не любят столкновений с применением физической силы, конфликтов и ситуации, когда одни навязывают свою волю другим. Очень часто эта неприязнь перетекает на сопутствующие предметы, профессии, людей и институты. Поэтому парафреники терпеть не могут армию и полицию, религию и секты, огнестрельное и холодное оружие и сам феномен служебной иерархии.
Такое отношение, мягко говоря, затрудняет стационарное лечение парафреника, т.к. врач-психиатр - это и власть, и иерархия, и принуждение, и даже пытки (в прошлом, но когда парафреников заботила категория времени?). Одним словом - сплошной враг. А с врагами у парафреников счёт особый...
Повторяю ещё раз: от природы они не агрессивны, но когда дело касается того самого главного принципа, посредством которого они отличают врагов от друзей... Всю свою сообразительность (обычно немаленькую), хитрость и спрятанную в глубине флегматичной толерантности агрессивность - парафреник направляет на образ "абсолютного зла".
Но и здесь они вначале требуют своего рода "ритуального подтверждения". Того, что в народе называется "пните меня для полного счастья". Ему надо убедиться, что перед ним агрессор. Но, получив подтверждение, парафреник начинает действовать. И категории "предел допустимой самообороны" для него не существует.
В литературе:
Как можно было понять из предыдущего пункта, герой-парафреник - одиночка. Но на самом деле он может входить в банду, круг друзей, команду - при условии, что ясно прочерченной иерархии в этом сообществе не будет. Он предпочитает неформальные связи - с кем-то переговорить, раздобыть информацию/оружие/помощь по старым дружеским каналам, попросить, убедить, вдохновить. Но не подчиняться и не отдавать приказы!! Но если уж приходится выбирать, то больше шансов, что он станет командовать.
Он терпеть не может любые атрибуты системы, включая праздники (религиозные и светские), обычаи, обряды (включая свадьбы и похороны), патриотизм, сектантство и религию. Регулярный религиозный троллинг в фэнтези - их рук дело.
Герой парафреник вначале всегда хотя бы ритуально пытается договориться. И только когда получает подтверждение, что не получится, начинает действовать. Причём начав, не испытывает к врагам ни жалости, ни сострадания.


Продолжение

#Статьи #Размышления #про_литературу #про_кино #про_фанфики
#про_психологию
24 мая 2015
1 комментариев из 11
Экспекто Дементум,
1) уважаемый спорщик, придётся вам ответить на суровом языке психиатрии. Чтобы диагностировать синдром, необходимо совпадение как минимум 80% симптомов. Выдранный из контекста он и правда будет у каждого второго.
Да. Люди любят делиться на группы, но львиная доля тех, кто делит на своих и чужих обожает общественную иерархию и не чужды милитаризма (противоречит пункту 3). А те, кто такие все пацифисты в доску по пункту 3, очень часто придерживаются философии "от меня ничего не зависит", что, в свою очередь, противоречит пункту 2.
И это я ещё не говорю о том, что второй половины статьи вы ещё не видели. А там тоже хватает специфических признаков.
2) Ну, на меня он вполне оказывает эмоциональное воздействие. Из чего следует вывод, что здесь всё дело в фломастерах.
3) Чтобы сменить цель, надо от неё отказаться, нет? Хм, мне как раз кажется, что вы перепутали СЕЙЧАС. Потому что я допускаю, что жертвы легче принять человеку асоциальному (у него нет прочных социальных связей), а чтобы продраться сквозь противодействие - на время забыть о тормозах. Но я повторяю - системные люди тоже так делают, так что признак не дифференцирует одних от других, печаль...
4) И тем не менее, они ГГ. Таким образом, не любой ГГ - парафреник. Контрпример опровергает абсолютный тезис. Dixi.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть