↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Вселенная Майлза Форкосигана

По циклу научно-фантастических книг Л.М.Буджолд "Vorkosigan Saga"

Вселенная Майлза Форкосигана

По циклу научно-фантастических книг Л.М.Буджолд "Vorkosigan Saga"

Энциклопедия » Фандомная аналитика

Толерантность, меньшинства и девиации


Название: Толерантность, меньшинства и девиации,

или Альтернативная сексуальность в Саге о Форкосиганах.

Автор: jetta-e

Большинство людей в нашем мире придерживается традиционной модели сексуального поведения: в постели один мужчина и одна женщина, оба совершеннолетние, не практикующие какие-то необычные разновидности секса, ранее не менявшие пол. И через тысячу лет эти предпочтения большинства, скорее всего, останутся неизменными (если, конечно, человечество станет развиваться так, как мы видим в Саге). Но и тогда, как и сейчас, будут существовать многочисленные исключения из общего правила. И нам бы хотелось разобрать, как в книгах Саги показаны именно эти исключения.

Гомосексуальные отношения персонажей

Ну что сказать? "В нашем каноне слэш есть" — и это подтверждено множеством примеров и множеством героев, от эпизодических до центральных, от положительных до отрицательных.

Особняком стоит, конечно, Афон — целая планета и целая книга, посвященная строго однополому обществу. В "Этане с Афона" у Буджолд очень четко прослеживается идея, что сексуальная ориентация не имеет никакого отношения к добродетели и морали: типичные афонцы (такие, как их ярчайший представитель — доктор Этан Эркхарт) порядочны, трудолюбивы, глубоко религиозны, альтруистичны, искренне заботятся о детях, считают достойным подвигом сексуальное воздержание ("Братство непорочных"), могут — хотя и не обязаны — твердо хранить верность своему партнеру, не изменяют собственным принципам даже перед лицом опасности и т.д. Пожалуй, это самая "нравственная" культура из всех, описанных в Саге. И это несмотря на то, что геи на Афоне все поголовно.

Что любопытно, все остальные, не-афонские, персонажи, интересующиеся своим полом, при этом не гомо-, а бисексуальны. Список их немаленький: Эйрел Форкосиган, Джес Форратьер, Зерг Форбарра, Байерли Форратьер, Оливер Джоул, Бел Торн (хотя это еще вопрос, какую сексуальность демонстрирует герм, когда спит с обычными людьми). Все перечисленные в разных ситуациях проявляют интимный интерес к мужчинам или к женщинам. И это позволяет думать, что для Буджолд сексуальная ориентация — также в большой степени ситуативное поведение, способ коммуникации, меняющийся в зависимости от конкретного партнера и чувств к нему.

Правда, присутствует еще и гомосексуальное насилие — реальная и зачастую исполняемая угроза, в первую очередь — на Джексоне (где вообще отношения сильный-слабый строятся не по принципу сильного и слабого пола, а по правилу "хозяин — раб/пленник"). Риоваль, захватив Марка в плен, в числе прочих пыток "... приказал ввести ему сильнейший афродизиак и отдал своим... охранникам? или работникам собственных борделей?". Он же, получив власть в Доме, убил всех своих взрослых родственников-конкурентов мужского пола, а "женщин и мальчиков после модификации тел отправил в супер-закрытые бордели". В общем, Майлз явно наслушался нехороших историй о Риовале — потому что, будучи арестованным его охраной, откровенно радовался, что "сержант со своим взводом не захотел поиграть с ним в Лоуренса Аравийского и шестерых турок".

Женская гомосексуальность

Женские гомосексуальные отношения, в отличие от мужских, упоминаются во всей Саге крайне редко и вскользь. Мы с трудом нашли несколько примеров:

— барраярец Тьен Форсуассон, не зная, как еще взревновать жену, упрекает ее, что она "спит со своими подругами";

— бетанец Хэтуэй упоминает о том, что барраярцы допрашивали "моих служащих, мою подружку, ее жену";

— эскобарец Феррел видит, как медтехник Бони целует в губы мертвую девушку (на самом деле, свою дочь), и с отвращением восклицает "Вы просто какая-то чертова некрофилка! Причем лесбиянка-некрофилка!";

— Карин упоминает, что могла бы связаться не с Марком, а с кем-нибудь с Беты: "... могла бы встретить там симпатичного бетанца и остаться жить с ним. А еще это могла оказаться она. Или оно".

— Корделия мельком вспоминает, что в ее родословном древе есть "пара моих собственных пра-прабабушек…"

И все. Женитьба Доно на Оливии не дает ни его друзьям, ни врагам совершенно никакого повода обсудить возможные гомосексуальные склонности Донны Форратьер в прежней ипостаси. Недавно приехавшая на Барраяр с сексуально либеральной Беты Корделия ни разу не совершает промаха, слишком интимно (хотя невинно по своим меркам) приобняв какую-либо из местных дам. Полностью отгородившееся от мужчин лагерное сообщество пленниц на Дагуле-IV не вызывает даже у враждебно настроенных к ним мужиков никак подозрений на эту тему (хотя Майлза в том же контексте они нецензурно честят "дыролизом"). Нет намеков на какие-либо однополые отношения в закрытых и преимущественно женских клон-группах Дюрон и Драгоценностей на совершенно разгульном Джексоне. Почему? У нас нет предположений.

Мужская гомосексуальность как тема в разговоре на Барраяре

Корделия, исследуя рамки приличного и неприличного в разговоре об интимных вещах на Барраяре, приходит к выводам, что система правил ужасно сложна: "Правила эти также странным образом менялись в зависимости от социального положения присутствующих. Были темы, на которые можно было шутить, но не говорить всерьез. А некоторые особенности нельзя было и упоминать".

Так вот, что касается мужской гомосексуальности, уже можно вывести закономерность: эта тема допустима в приватном разговоре даже о персоне высокопоставленной и вызывающей уважение, если она затронута в относительно шутливом тоне или в условном наклонении — такое не нарушает рамки "правильности и пристойности", в том числе в разговоре джентльмена и дамы или начальника и подчиненного:

— Майлз, раздумывая вместе с Галени над потенциальным содержимым чипа Иллиана, шутит: "Не знаю о его более ранних годах, но в последнее время женщин у него не было. И мужчин тоже. И овец. Хотя, думаю, овцу я мог бы себе представить. Они не говорят даже под фаст-пентой".

— леди Элис (эталон правильного поведения!), сожалея о том, что ей никак не удается женить Грегора, сообщает Майлзу: "Кое-кто, чье имя я упоминать не стану, додумался — если это можно было сделать от большого ума — шепнуть мне на ухо, что я должна попробовать предложить ему мальчиков, но я заметила, что это не решит проблемы наследника, каковая и стоит перед нами в первую очередь".

— аут Мойра гем Эстиф на ужине у той же леди Элис рассказывает, что погибший во время Цетагандийской войны сын ее супруга состоял в интимной связи с барраярцем, однако такое упоминание оказывается не более щекотливым и скандальным, нежели вообще разговор о той войне и ее потерях с обеих сторон,

— Майлз, уже в высоком статусе Имперского Аудитора, оказывается заражен цетагандийскими био-паразитами, и медик информирует его, что "болезнь не передается через обычный контакт... хотя может — половым путем; этот вопрос еще предстоит исследовать". На что Майлз, к которому должен подойти на разговор молодой мичман, немедленно шутит: "Корбо мне нравится, но не настолько же!"

— Айвена назначают после Академии на службу в Генштаб, и его сокурсники немедленно смеются над его будущей работой в обществе одного из старших офицеров: "Айвен будет секретаршей. Смотри, как бы генерал Ламиц не попросил тебя посидеть у него на коленках, говорят, он…"

— Айвен и Майлз придумывают, как бы скрыться от вездесущего СБшника Форриди, и Майлз предлагает гениальную идею — отвлечь его с помощью гем-леди: "...А скажи им, что он тот самый человек, который научил тебя всему, что ты знаешь о барраярском искусстве любви. — Он не в моем вкусе, — процедил Айвен сквозь зубы".

— горцы захолустной деревушки Лесная Долина осведомлены о том, что граф Эйрел в молодости изрядно погулял, и не стесняются сказать об этом его сыну: "Все знают, что сын графа — мутант. Одни говорят, это оттого, что граф взял инопланетную жену. Другие — что это от радиации, что с войны осталась, или от болезни, которую граф подцепил, э-э-э... распутничая в молодости со своими сослуживцами-офицерами. Но большинство считает, что его отравили враги".

С другой стороны, там, где это звучит не как предположение или шутка, а как утверждение всерьез относительно реального человека, такое упоминание уже является порочащим:

— Ришар Форратьер, негодующий, что Айвен поддерживает Доно, немедленно находит тому неблаговидную причину: "Никогда не подумал бы, что Айвен Форпатрил забирается и на ту сторону кровати, но — век живи, век учись!"

— Видаль Фордариан сообщает Корделии в качестве неприятного сюрприза, что ее муж — бисексуал, а его связь с Джесом Форратьером "была в свое время огромным тайным скандалом". На что бетанка Корделия рассеянно роняет классическое "Был бисексуалом, а теперь — моногамен", некоторое время еще муссирует подробности давнего романа своего мужа, и лишь потом до нее доходит, что это сообщение должно было разрушить ее брак, будь она обычной барраяркой.

— раскованные джексонианки Теж и Риш решают, что Байерли Форратьер явно бисексуален, и спрашивают мнения Айвена, на что тот твердо отвечает: "Насчет предпочтений Бая я не в курсе. Не знаю и знать не желаю".

Транссексуальность

Транссексуальность в этих книгах — штука достаточно редкая (впрочем, она и в жизни встречается не на каждом шагу). Однако, кроме памятного всем и широко развернутого примера Донны/Доно в "Гражданской кампании" — женщины, сменившей пол на мужской из политических соображений, есть еще кое-что. С одной стороны, упоминание о бетанцах, которые порой "меняют свой пол туда и обратно три-четыре раза за всю жизнь" — и согласующееся с этим бытовое представление работяг со Станции Клайн, что "на Бете живо любого мужика в бабу переделают, после этого залетишь — глазом моргнуть не успеешь". С другой, предположение Марка, что девочка-клон Мари — спецзаказ клиента-транссексуала: "судя по этой преувеличенной, физически спелой женственности, не собираются ли перенести в нее личность человека, меняющего пол? Почти наверняка".

Что существенно, во всех случаях хирургическая смена пола подается — в отличие от нынешнего подхода к вопросу — как вещь обыденная, естественная, выбираемая по желанию, а не в результате дисфории или иной болезни, и не травмирующая объект психологически. Разве что создающая специфические (и с блеском решаемые) социальные проблемы в консервативном в гендерном отношении обществе. (Конечно, есть еще "карательная смена пола — вроде той, что была предложена леди Вио: "Заменить убитого ею слугу — стать лишенной пола, волос, пониженной до ба, с измененным метаболизмом и утолщенным телом — и вернуться к жизни в Небесном Саду". Но цетагандийцы вообще такие затейники...)

Есть еще косвенный пример бетанских гермафродитов, бывших, как сказано, "плодами социально-генетического эксперимента, порожденного стремлением бетанцев к равноправию". Интересно, что хотели дать его создатели новому человеку: возможность строить свою жизнь вообще вне пола и гендера или менять этот пол ситуативно, не прибегая к услугам хирурга, то есть еще более упростить процесс? Поскольку эксперимент не прижился, а гермы даже на Бете остались закрытым меньшинством, трудно сказать. Однако большая их часть теперь считает естественным практиковать именно в сфере сексуальных услуг, ЛПСТ (из четырех упомянутых в книгах — таких двое).

Полиамория

В первом вариант статьи звучало утверждение "эта штука у Буджолд присутствует, но довольно нечасто и только в некоторых культурах".

Однако уже после ее написания случился выход "Джентльмена Джоула", из которого читатели с некоторым шоком узнали, что Форкосиганы-старшие долгое время, хоть и тайно, жили семьей "на троих": Эйрел, Корделия и Джоул. Корделия как бетанка, воспринимала молодого Джоула в качестве классического "младшего супруга" в семье; Эйрел выступал в роли вершины этого треугольника, находясь в интимных отношениях сразу и с женой, и с любовником, тогда как Корделия и Джоул, пока Эйрел был жив, "никогда не занимались любовью друг с другом; они делали это с Эйрелом — или для Эйрела, просто одновременно". Однако совершенно точно, что предавать гласности эту связь никто из троих не хотел категорически, и даже Майлзу о ней не было известно.

Помимо этого, на Барраяре мы видим менее откровенные формы отношений. Например, двух жен у одного форкосигановского оруженосца, однако он опасается, как бы одна жена не узнала про другую. У первой жены Эйрела было сразу два любовника, но это и "сразу" не означает, что они точно знали друг о друге и тем более разделяли постель втроем. А Майлз даже в ипостаси Нейсмита, по случайности получив в любовницы одновременно несколько женщин, страшно боится, что они встретятся и узнают друг о друге, а уж тем более станут его обсуждать или делить между собой ("северный Майлз и южный Майлз?").

На некоторых планетах встречаются традиционного вида брачные женские гаремы (то есть один мужчина и несколько жен): как на изысканной Цетаганде, так и на далекой неизвестной Лайрубе, но опять-таки, непонятно, какие сексуальные отношения складываются там у супругов — правда, в этом случае все участники сексуального союза хотя бы знают про всех.

Интересным прецедентом является забавный джексонианский экипаж корабля "Грас-Грейс и трое ее муженьков", те самые, ставшие жертвами цетагандийского ба-ренегата

Полноценные полиаморные отношения, распространенные и открытые, мы видим на Бете, когда сексуальные контакты превращаются в длинные причудливые цепочки (см. ту самую, упомянутую выше, "жену подружки" Хэтуэя, или шальную мысль Корделии о том, что она могла бы помочь Ку с Дру в их интимных проблемах, но "про сексуальную терапию тут даже не слышали").

Секс с несовершеннолетними

Для Буджолд формальное совершеннолетие — это, скорее, возраст гражданской ответственности; при этом она считает естественной нормой вступление человека в интимные отношения раньше — уже по достижении им сексуального созревания. Таким образом, нижняя планка устанавливается в 14-16 лет. В этом возрасте бетанские девушки и гермы теряют девственность хирургическим путем и надевают сережки, на этот возраст пришлись первые — и позитивные — сексуальные эксперименты Майлза и Айвена, Тауры и Теж ("Ты до сих пор девственница? — Боже правый, нет! Еще с пятнадцати лет. — О, и ты тоже с пятнадцати?"). Естественно, что эта нижняя граница никого не обязывает мчаться за сексом немедленно, и даже на патриархальном Барраяре брачный возраст все последнее столетие был значимо выше (Тасия Форбреттен вышла замуж в восемнадцать, Карин Куделка сблизилась с Марком в девятнадцать лет, первая жена Эйрела, как и Харра Журик, вступила в брак в двадцать и т.д.).

С другой стороны, любые сексуальные отношения с кем-то моложе этого возраста всегда являются недопустимым насилием со стороны взрослого, показываются с отвращением и осуждаются строго и резко. Совсем не забавны поползновения барона Бхарапутры к Лилии-младшей (которой двадцать лет внешне, но десять биологически). Как и обычай шлюхи Маруси Ботари продавать своего маленького (11-12 лет) сына собственным клиентам. Айвен, когда по большому взаимному влечению тащит в постель Теж, прежде всего уточняет реальный возраст джексонианки и твердо говорит, что "десятилетнюю, заплакав, сразу отдал бы ее няньке". Попытка насилия Ришара над двенадцатилетней Донной Форратьер — мерзость и основание считать его негодяем на всю жизнь. А когда одиннадцатилетний Никки Форсуассон заявляет дяде Василию, который хочет увезти его от матери: "всем расскажу, что вы меня похитили для моральных целей!" — это выглядит действительно нешуточной угрозой.

Секс с партнером-не-нормальным-человеком

В этой вселенной нет разумных инопланетян, зато есть самые разные, искусственно сконструированные разновидности человеческой расы, зачастую отличающиеся от обычного человека не только физиологически/генетически, но и внешне. С жабрами или с клыками, двуполые или четырехрукие, с заостренными ушами и разноцветной кожей и так далее. Они безусловно люди по сознанию и поведению, но все же физически иные. Как обстоят дела с сексом между ними и обычными людьми?

А хорошо обстоят! У кваддди — четырехрукой расы — есть даже традиция браков местных девушек с обычными двурукими людьми, что мы видим на протяжении многих книг (Лео Граф и Сильвер, мичман Корбо и Гарнет Пятая, Бел Торн и Николь). Таура, при своем двух с половиной метровом росте, клыках и когтях, оказывается сразу и безусловно сексуально привлекательной для барраярских мужчин: сначала Майлза, потом — Роика. Риш, синекожая, золотоглазая и ушастая по-эльфийски, немедленно соблазняет Байерли Форратьера. Гупта, человек-амфибия, превосходно живет в гражданском браке с нормальной женщиной Грас-Грейс. Многие девушки на Бете без проблем обучаются сексуальности с гермафродитами, вместо обычных мужчин.

Так что явные отличия в физическом строении не являются для героев этих книг препятствием к сексуальному контакту и даже представляют собой не пикантную изюминку для извращенцев, а просто личные особенности внешности некоторых персонажей. А вот ситуацию, когда возбуждающей является именно физическая ненормальность партнера, Буджолд как раз осуждает устами Майлза — его первый сексуальный опыт был именно таким, и это было очень неприятно. ("Ее завораживающий интерес к особенностям его тела в конце концов заставлял Майлза чувствовать себя еще более неловко, чем самое неприкрытое отвращение, с каким он сталкивался на Барраяре, при всех тамошних яростных предрассудках насчет физического уродства").

Садизм-мазохизм и насилие во всех разновидностях

Собственно сексуальными садистами в Саге является только одна сладкая парочка — Джес с Зергом. Остальные нехорошие персонажи, которым нравится мучить и причинять боль (барон Риоваль, генерал Метцов), получают от этого все же моральное, а не физическое удовлетворение. Эти же двое даже с первоисточником неплохо знакомы ("Опять начитался маркиза де Сада? Недоучкой быть опасно"), и Джес держит в спальне специальный инвентарь ("В паре ящиков обнаружилась коллекция «игрушек» Форратьера, и Корделия поспешно захлопнула их, испытав приступ дурноты"). Сами по себе сексуальные девиации — личное дело человека, но поскольку в свои сексуальные игры Форратьер, с попустительства и при участии принца, вовлекает невинных жертв, то его смерть от руки собственного денщика представляет собой с точки зрения автора полнейшую вселенскую справедливость.

Особняком стоит сержант Ботари. Для него безусловно привлекательным является насилие как таковое ("После убийства чувствуешь себя даже лучше, чем после секса"), так что и насилие сексуальное тоже является спусковым крючком для возбуждения. Но возбуждение — возбуждением, а свое поведение он при этом контролирует в каких-то социально приемлемых рамках, демонстрируя его лишь с теми женщинам, кого "можно": он насилует отданную ему командиром пленную Элен, но не трогает привязанную Корделию — "пленницу Форкосигана", не проявляет поползновений к обнаженной Элис, остается равнодушным к прелестям Дру в схватке на борцовском ковре и даже в караван-сарае ограничивается "своей" шлюхой, с которой у него договоренность

Пример сексуального поведения мазохиста — разумеется, Марк. Опыт, который начался с изнасилования его шоковой дубинкой Галена и закончился пытками и насилием у Риоваля, даром не прошел. Для него казалась вполне привлекательной картина "хорошеньких женщин — женщины ведь лучше? — с наручниками и плетьми", но, как именно он строит свою интимную жизнь с Карин, мы не знаем — это остается тайной взрослых людей за закрытой дверью. И, что бы там ни происходило, оно делается с полного одобрения автора.

Впрочем, его родной брат Майлз, не будучи в полном смысле мазохистом, тоже находит возбуждающим поведение женщины-доминатрикс, пусть даже в легкой форме. "— Или ты какой-нибудь извращенец: кончаешь, когда тебя бьют женщины? — "О Боже, надеюсь, нет". Он обошелся без предательских несанкционированных приветствий со стороны своих нижних частей тела, но с трудом". Да и Айвен вспоминает про Майлза нечто похожее (когда сам оказывается связан двумя симпатичными девушками): "Это очень даже могло бы быть свиданием. Для парней с особыми вкусами, так вполне. Жаль, я не один из них, но и я могу стать довольно покладистым. Хотя, возможно, мой кузен Майлз из таких. Его девицы — сплошь амазонки. Всегда считал, он этим компенсирует…"

Итак, на множестве разнообразных примеров явно видно, что в книгах Буджолд физическая любовь и человеческая сексуальность бывают самыми разными, и, что особенно важно, с позиции автора ни разу не показано, что большинство в этом вопросе правее меньшинства или что один вид секса лучше другого, если только сами отношения сознательные и добровольные. Что, знаете ли, обнадеживает!




ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть